Почему надо ждать роста цен почти на всё

Опубликовано 16 Окт 2008 в Экономика 

Сейчас довольно часто можно встретить мнение, что развитие кризиса в России приведет к снижению потребительских цен или, по крайней мере, заметному падению темпов их роста. В обиход возвращается слово «дефляция», которого мы не слышали уже довольно давно. Логика в том, что, мол, сейчас замораживается множество проектов, развивашихся на кредитные деньги, объём кредитования людей (физлиц) тоже сокращается на глазах, а значит, и покупать они будут меньше. Сокращения сотрудников и стремление компаний снизить расходы приведут к падению зарплат, что также уменьшит потребительский спрос. Соответственно, конкуренция продавцов увеличится, а цены упадут.

Так вот, массово этого не будет. Более того, я не сомневаюсь, что инфляция сначала вырастет, а потом ещё сильнее вырастет. Кроме здравого смысла и некоторого жизненного опыта, об этом говорит и экономическая логика, принятая в России.


Российский рынок «товаров народного потребления» жёстко монополизирован. Если быть совсем точным, то по науке такая ситуация называется «олигополия» - почти любой рынок контролируется несколькими крупными игроками.

Контроль вовсе не должен быть 100%-м или даже просто подавляющим. Если в небольшом городе есть 5-6 сетевых супермаркетов и сотня мелких продуктовых лавок, то фактически рынок держат именно супермаркеты, и именно они формируют цены. Лавка просто не в состоянии предложить ни такой широкий выбор стандартных товаров, ни удобное расположение для большого числа потенциальных покупателей, ни (часто) удобное время работы.

Если вам надо закупить продукты на неделю, вы вряд ли будете носиться по всему городу, покупая хлеб в одном месте, сыр — в другом, а колбасу — в третьем, только потому что там они на 10% дешевле, чем в супере, где всё это есть сразу. Поэтому лавки не конкурируют с большими магазинами, а занимают свою нишу — случайные разовые покупки ограниченного на