Как получить миллиарды из воздуха

Опубликовано 29 Окт 2008 в Ликбез, События 

Недавно я уже писал про удивительные события вокруг немецкого автопроизводителя Volkswagen. Тогда эта компания на несколько часов стала самой дорогой в своей отрасли в мире. Ещё более заметное событие произошло на днях, когда Volkswagen неожиданно вырвался на первое место по капитализации среди вообще всех публичных компаний мира, обойдя гигантов-нефтяников, банки и прочие Майкрософты с Гуглами.

Конечно, это событие вызвано не фундаментальными причинами — компания как работала, так и работает, а сугубо техническими. Как и в прошлый раз резкий рост стоимости акций VW произошёл из-за массированного закрытия коротких позиций хедж-фондами. Но теперь стали известны новые подробности этой операции, которая наверняка войдёт в историю биржевой торговли. Оказывается, безумные скачки капитализации VW были не случайными. Их устроил основной акционер концерна — небезызвестная компания Porsche (точнее Porsche Automobil Holding SE). История эта сегодня описывается в нескольких газетах и блогах, я же попробую собрать наиболее полное и понятное объяснение произошедшему.



Итак, как теперь стало известно, Porsche в течение нескольких месяцев активно собирала акции Volkswagen, не показывая этого в полной мере в своей отчётности. Скрыть факт массированной скупки удалось с помощью банков, которые покупали акции как бы на себя, но на самом деле — в интересах Porsche. В итоге, знаменитому производителю дорогих машин удалось втихую получить контроль над 74% акций Volkswagen. Ещё чуть больше 20% находятся в собственности немецкой земли Нижняя Саксония. И лишь менее 6% акций свободно обращаются на бирже.

Пока Porsche покупала акции, их цена, естественно, росла. Хедж-фонды, видя такое дело, в определённый момент решили, что цена неоправданно высока и начали «шортить» акции VW. Напомню, что операция короткой продажи или шорта заключается в том, что игрок берёт у кого-либо в долг (это важно) акции компании и продаёт их на рынке. Через какое-то время он выкупает их на рынке и отдаёт кредитору. Очень простая и понятная операция — если за это время акции подешевели, то игрок получает прибыль.

В нашем случае, напомню, акций VW в свободном обращении почти не было. Но хедж-фонды об этом не знали и спокойно брали в долг акции у того, кто их даст. Этим «кем-то» через цепочку посредников часто оказывалась сама Porsche. При этом рынок фактически контролировался той же Porsche, т.е. компания могла «назначать» цену акций VW по своему усмотрению. В итоге, по некоторым данным, в шорт было продано 12,8% акций VW. Напомню, на свободном рынке было всего около 6%.

Porsche, естественно, играла против хедж-фондов и постоянно повышала цену акций VW. В какой-то момент фонды поняли, что рассчитывать на падение цены не приходится, и решили закрыть эту убыточную позицию.

Теперь особенно внимательно следим за руками. Чтобы закрыть шорт, хеджу надо купить (в первую очередь на бирже) нужное количество акций VW. Трейдер хеджа приходит на рынок, смотрит предложения и седеет. Нужного количества акций в продаже просто нет. Физически. Он начинает скупать всё, что есть, загоняя цену ещё выше. Трейдеры остальных фондов, которые держат короткие позиции по VW, понимают, что дело пахнет керосином и включаются в эту гонку. Стоимость акций, естественно, взлетает в небеса.

По мнению аналитика, которое приводит Forbes, справедливая цена акций Volkswagen — около 150 евро за штуку (а в текущих условиях, полагаю, и поменьше). Но на закрытии в пятницу акция VW стоила 210,85 евро. В понедельник началось покупательское безумие и к закрытию акция взлетела до 520 евро. Во вторник покупки продолжились, доведя курс акций Volkswagen до 1005 евро за штуку. В этот момент компания стоила 296 млрд евро ($370,8 млрд) и была самой дорогой компанией в мире, заметно опережая ставший вторым Exxon Mobil Corp., который стоил «всего» $343 млрд.

Естественно, основной объём продаж акций по безумным ценам обеспечивала Porsche, зарабатывая на этом миллиарды. Но самое смешное, что эти проданные Porsche хедж-фондам акции тут же... возвращались самой Porsche, ведь хеджи ранее брали их в долг у неё, а теперь были вынуждены отдавать.

В итоге хитрая компания поимела несколько миллиардов евро наличными совершенно «из ничего», наказав хедж-фонды за жадность и плохую разведку. Теперь у Porsche на руках 74,1% акций Volkswagen и несколько миллиардов реальных евро, часть которых пойдёт на докупку недостающего процента. После этого Porsche получит возможность консолидировать данные VW в своей отчётности и станет одним из крупнейших в мире производителей автомобилей.

Ну, и так просто, для справки. О масштабе операций можно судить, например, по тому, что только «на сдачу» (после покупки недостающего процента) Porsche при желании могла бы купить по текущим ценам всю автопромышленность России вместе взятую.

 

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях!


70 комментариев

  • 29 октября 2008guest069718475 пишет:

    Интересная заметка, спасибо, было очень познавательно.

    PS. Артем, мне кажется, подобные статьи получаются у вас значительно лучше, чем псевдоконспирологические теории и весьма спорные описания нынешнего кризиса. Надеюсь, подобные описательные заметки будут занимать в вашем журнале бОльшую долю.

  • 29 октября 2008Alick пишет:

    А вот интересно, насколько законно такого рода поведение на рынке? Я он Porsche. Не получал ли они по рогам?

  • 29 октября 2008mricos пишет:

    Этот прием называется корнер.

    Активно использовался в начале 20го века. После очередного кризиса его запретили (такой прием).

  • Ну я думаю Порше в ближайшее время огребет проблем с регуляторами. По моему это подподает под манипуляцию рынком.

  • 29 октября 2008Максим пишет:

    зачотный пост )) на одном дыхании прочитал! Порше пять баллов :) если память не изменяет, то в Трилогии желания главный герой провернул похожий финт ушами ))

  • Кажеться даже работники WV бастовали и не хотели работать под Порше.

  • 29 октября 200823d пишет:

    Мошенничество абсолютное
    Хедж-фонды и Порше были не в равных условиях.

  • 29 октября 2008valentin пишет:

    Все отлично, только вот миллиард не совсем из воздуха получается, а сначала на несколько миллиардов надо купить акций насколько я понимаю что бы провернуть эту аферу и продать их дороже. Так что Миллиард сделан из друго миллиарда. Но провернуто все красиво.

  • Такая схема (правда в гораздо меньших масштабах) была задействована в Мосэнерго в 2004 году. Цена акций на закрытии шортов ушла с 1,5 до 10 рублей за акцию..

  • О, какие люди. Ден, спасибо, что зашли. Хотите что-нибудь интересное написать в качестве гостевого поста про второй эшелон?

  • Думаю, что Порше все это дело так не сойдет с рук. Те же компании, которые стоят за хедж-фондами попытаются частично отбить потерянное.

  • 29 октября 2008Джим пишет:

    Удивительно, насколько можно переврать довольно простые, казалось бы, факты.

    В первую очередь, не банки “покупали акции как бы на себя, но на самом деле — в интересах Porsche”, а Porsche покупал опционы. Как бы для себя.

    Дальше, не хедж фонды решили закрыть позицию, когда “поняли, что рассчитывать на падение цены не приходится”, а хедж фондам пришлось закрывать позиции после того, как Porsche объявила о реальном положении дел.

    Следующий ляп: “компания могла «назначать» цену акций VW по своему усмотрению” – это фантазия. Более того, определитесь, пожалуйста, “нужного количества акций в продаже просто нет” или же “основной объём продаж акций по безумным ценам обеспечивала Porsche”.

    Ну и по мелочи много всего. Например, для консолидации достаточно 50% владения компанией.

  • to Джим

    Текст сознательно упрощён для того, чтобы он был понятен “широкому читателю”. Делать научное исследование, понятное узкому кругу специалистов, мне не так интересно. Основной смысл операции сохранён, а то, о чём вы пишете – по большей части “детали”.

    Кроме того, многое пока ещё просто неизвестно. Например, Порш сейчас вообще говорит, что они не хотели ничего зарабатывать, а “просто” прикупили опционы. Мы им конечно же верим, ага.

    Про назначение цены – не фантазия. Когда на рынке остаётся фактически один продавец при большом количестве покупателей, он может ставить ту цену, которую посчитает нужной. Именно потому, что “свободных” акций практически не было, Порш мог манипулировать ценами, продавая принадлежащие ему бумаги.

    Про консолидацию я взял отсюда:

    В начале октября президент Porsche Венделин Видекинг назвал получение доли в 75%, которая позволит Porsche учитывать выручку и активы VW на своем балансе, нереалистичным из-за кризиса.

  • 29 октября 2008Антон пишет:

    Мораль: не шорти!

  • 30 октября 2008Джим пишет:

    Насколько я понял из прочитанного, 75% необходимо для domination contract, который позволяет полностью управлять дочерней компанией. Вероятно, в ведомостях перевести правильно не смогли, поэтому отделались дежурным “выручку и активы на своем балансе”.

    http://afp.google.com/article/ALeqM5h8mxCiabaRemGIx61nYro35n4LSQ

    К сожалению, в результате упрощения текста из занятного стечения обстоятельств внезапно получилось мошенничество.

  • Хочу заметить для остальных комментаторов, что то, что проделала Порше не совсем похоже на типичный корнеринг.

    Они покупали акции не с целью поспекулировать, а потому что эти акции действительно были им нужны. Покупка велась скрытым образом ровно для того, что бы цены не поднимались слишком высоко. В данном случае спекуляторами выступили как раз хедж-фонды, решившие заработать, как верно пишет автор поста. На самом деле, никакой справедливой цены не бывает. В итоге они стали жертвой своих же сделок. Никто не заставлял их шортить акции. Порше вряд ли рассчитывала на такой огромный выигрыш. Как они говорят, они каждую минуту консультировались с регуляторами и знали, что делают все легально.

    Пока аналитики будут ориентироваться на “справедливую цену”, они будут регулярно получать по голове. Правда очень вряд ли они чему-нибудь научатся.

  • 30 октября 2008demian пишет:

    Спасибо, от лица широкого круга читателей!
    Позновательно.

  • 30 октября 2008Санек пишет:

    Ну нельзя вечно делать деньги из воздуха, НЕЛЬЗЯ, по определению, а за такое я думаю в порядочной компании набили бы морду (хотя красиво чорт побери).

  • Артем, спасибо, все понятно. Статью читаем всем офисом ;)

  • 30 октября 2008bush пишет:

    ))))))))) да уж парень ты и нагородил)))цитирую”В какой-то момент фонды поняли, что рассчитывать на падение цены не приходится, и решили закрыть эту убыточную позицию.”(С))))это глупость несусветная.особенно мне понравилось выражение”решили закрыть позицию”)))серьезные игроки так не поступают никогда..и особенно крупные фонды.Должна быть причина любого действия!и она была.У парней просто напросто сработали маржин колл))))Дополнительного обеспечения они внести не смогли(кризис понимаешь ликвидности)))и как следствие принудительное закрытие позиции и оно приняло просто массовый характер.

Ваш комментарий

Имя:

Текст:

Также в этой рубрике:







Подписка на СуперИнвестор.Ru:


                    


Популярное за неделю

Рецензии

Реклама

Как получить кредит для бизнеса? Подробнее на сайте http://meridianinvest.ru/. Фин. грамотность. . Экономный шопинг с 7days.ru - не переплачивай, а экономь.