Как получить миллиарды из воздуха

Опубликовано 29 Окт 2008 в Ликбез, События 

Недавно я уже писал про удивительные события вокруг немецкого автопроизводителя Volkswagen. Тогда эта компания на несколько часов стала самой дорогой в своей отрасли в мире. Ещё более заметное событие произошло на днях, когда Volkswagen неожиданно вырвался на первое место по капитализации среди вообще всех публичных компаний мира, обойдя гигантов-нефтяников, банки и прочие Майкрософты с Гуглами.

Конечно, это событие вызвано не фундаментальными причинами — компания как работала, так и работает, а сугубо техническими. Как и в прошлый раз резкий рост стоимости акций VW произошёл из-за массированного закрытия коротких позиций хедж-фондами. Но теперь стали известны новые подробности этой операции, которая наверняка войдёт в историю биржевой торговли. Оказывается, безумные скачки капитализации VW были не случайными. Их устроил основной акционер концерна — небезызвестная компания Porsche (точнее Porsche Automobil Holding SE). История эта сегодня описывается в нескольких газетах и блогах, я же попробую собрать наиболее полное и понятное объяснение произошедшему.



Итак, как теперь стало известно, Porsche в течение нескольких месяцев активно собирала акции Volkswagen, не показывая этого в полной мере в своей отчётности. Скрыть факт массированной скупки удалось с помощью банков, которые покупали акции как бы на себя, но на самом деле — в интересах Porsche. В итоге, знаменитому производителю дорогих машин удалось втихую получить контроль над 74% акций Volkswagen. Ещё чуть больше 20% находятся в собственности немецкой земли Нижняя Саксония. И лишь менее 6% акций свободно обращаются на бирже.

Пока Porsche покупала акции, их цена, естественно, росла. Хедж-фонды, видя такое дело, в определённый момент решили, что цена неоправданно высока и начали «шортить» акции VW. Напомню, что операция короткой продажи или шорта заключается в том, что игрок берёт у кого-либо в долг (это важно) акции компании и продаёт их на рынке. Через какое-то время он выкупает их на рынке и отдаёт кредитору. Очень простая и понятная операция — если за это время акции подешевели, то игрок получает прибыль.

В нашем случае, напомню, акций VW в свободном обращении почти не было. Но хедж-фонды об этом не знали и спокойно брали в долг акции у того, кто их даст. Этим «кем-то» через цепочку посредников часто оказывалась сама Porsche. При этом рынок фактически контролировался той же Porsche, т.е. компания могла «назначать» цену акций VW по своему усмотрению. В итоге, по некоторым данным, в шорт было продано 12,8% акций VW. Напомню, на свободном рынке было всего около 6%.

Porsche, естественно, играла против хедж-фондов и постоянно повышала цену акций VW. В какой-то момент фонды поняли, что рассчитывать на падение цены не приходится, и решили закрыть эту убыточную позицию.

Теперь особенно внимательно следим за руками. Чтобы закрыть шорт, хеджу надо купить (в первую очередь на бирже) нужное количество акций VW. Трейдер хеджа приходит на рынок, смотрит предложения и седеет. Нужного количества акций в продаже просто нет. Физически. Он начинает скупать всё, что есть, загоняя цену ещё выше. Трейдеры остальных фондов, которые держат короткие позиции по VW, понимают, что дело пахнет керосином и включаются в эту гонку. Стоимость акций, естественно, взлетает в небеса.

По мнению аналитика, которое приводит Forbes, справедливая цена акций Volkswagen — около 150 евро за штуку (а в текущих условиях, полагаю, и поменьше). Но на закрытии в пятницу акция VW стоила 210,85 евро. В понедельник началось покупательское безумие и к закрытию акция взлетела до 520 евро. Во вторник покупки продолжились, доведя курс акций Volkswagen до 1005 евро за штуку. В этот момент компания стоила 296 млрд евро ($370,8 млрд) и была самой дорогой компанией в мире, заметно опережая ставший вторым Exxon Mobil Corp., который стоил «всего» $343 млрд.

Естественно, основной объём продаж акций по безумным ценам обеспечивала Porsche, зарабатывая на этом миллиарды. Но самое смешное, что эти проданные Porsche хедж-фондам акции тут же... возвращались самой Porsche, ведь хеджи ранее брали их в долг у неё, а теперь были вынуждены отдавать.

В итоге хитрая компания поимела несколько миллиардов евро наличными совершенно «из ничего», наказав хедж-фонды за жадность и плохую разведку. Теперь у Porsche на руках 74,1% акций Volkswagen и несколько миллиардов реальных евро, часть которых пойдёт на докупку недостающего процента. После этого Porsche получит возможность консолидировать данные VW в своей отчётности и станет одним из крупнейших в мире производителей автомобилей.

Ну, и так просто, для справки. О масштабе операций можно судить, например, по тому, что только «на сдачу» (после покупки недостающего процента) Porsche при желании могла бы купить по текущим ценам всю автопромышленность России вместе взятую.

 

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях!


70 комментариев

  • 30 октября 2008bush пишет:

    смешно так же слушать утверждения некоего Артема .цитирую “Когда на рынке остаётся фактически один продавец при большом количестве покупателей, он может ставить ту цену, которую посчитает нужной.”(С)))) и откуда только беруться такие перлы? на рынке есть так наз. “маркет-мейкеры” из задача по русски говоря делать так что бы торговля была,поддерживать так скажем по простому котировки….ну шобы один выживший из ума дурак с кучей бабла не смел тероризировать рынок.Это я к тому что надо хотя бы время от времени изучать мат.часть)))))

  • 30 октября 2008bush пишет:

    что касаеться “делания денег из воздуха”,то это тоже от непонимание процессов.Просто бабло из одних карманов после принудительного закрытия поз,перетекло в карманы других)))

    • 25 июля 2009CTPAX.RU пишет:

      Хоссподя, bush! Со своей матчастью ты ничего принципиального в статье не оспорил. Может, лучше рус. яз. подучить?
      И ещё… Твои “))))” придают тебе особый шарм и выразительность в сети, классная находка ;)

  • 30 октября 2008bush пишет:

    решил копнуть поглубже и вышел на вашу ссылку в избранном “как получить твердый доход”.Был сражен наповал.Я так понимаю если вы сами “зарабатываете ” по той схеме что была озвучены в вышеуказанной ссылке,то мои соболезнования….Ипотечный кризис в штатах и пришедший вслед за ним на российский фондовый рынок колапс ,камня на камне не оставили от вашей с позволения сказать “теории” получения твердого дохода.Мой вам совет-уберите неактуальные ссылки(а их подавляющее большинство)и акунитесь в реальность.Если боитесь-могу помочь-опыт погружения ,причем удачного,в пучину фондового и др. рынков имееться)))))

  • Читал где-то на avanturist.org о дутости американских компаний. В частности о GM и Microsoft. Разбирая их финансовые отчёты – ясно видишь, что эти компании стоят гораздо меньше, чем принято считать.

  • 30 октября 2008bush пишет:

    все просто Андрей.Важно понимать различия в фундаментальной оценки компании и в оценке её капитализации-это есть не одно и тоже)))))Что касаеться финотчетности то эти самы отчеты ну никак ни для того что бы оценивать в денежном эквиваленте стоимость компании))))можно например взять хотя бы нашу “евросеть”,почувствовав что с кредиторами ему не расчитаться по итогам 2008г Чичваркин(владелец)с криком “моя компания стоит в разы больше!” быстренько пихнул её г-ну Мамуту.У Мамута сработало “позднее зажигание” но и ему хватило ума пихнуть компанию ещё дешевле Вымпелкому кажеться)))))это я к тому ,что такое продажная стоимость)))))Када под жопой прости ,кризис ликвидности-тут уж не до реальной оценки компании,лишь бы баластом покупка не стала,а то утянет на дно вчерашний ещё лидер))))Или другой пример.Связьбанк был приобретен Внешэкономбанком за символические кажеться 5(пять) тысяч рублей)))) а ведь ещё полгода назад Связь банк входил кажеться в 30 лучших…)))) это тоже к вопросу дутости компаний))) но не амеровских ,а наших))))

  • Для того что бы поиметь миллиарды из воздуха, надо как минимум, кроме пару миллиардом реальных барабулек, иметь еще и МОСК. Он у них есть – это факт. Но цена на VW реально раздутая, как бы подения не было)).

  • ИМХО, это одна из проблем фондового рынка. На стоимость влияет не “полная экономика” компании (или государства, когда речь идёт о скупке валюты), а небольшой кусочек от неё.

    Большая капитализация на самом деле была виртуальной. Все акции Порше не смогла бы продать по высокой цене. То есть компания не стоила этиъ денег.

  • 30 октября 2008peso пишет:

    Если я не ошибаюсь то VW владелец Porshe. или я что то путаю?

  • to peso

    Ошибаетесь, как раз наоборот, как ни трудно в это поверить.

  • Хотел бы и я получать милиарды из воздуха.. Не могу понять как люди делают такие бабки…

  • 31 октября 2008bush пишет:

    насчет того что ПОРШ не смог бы продать бумаги вагена по высокой цене))) это даже не обсуждаеться…дело в том,что сейчас мы горазды рассуждать”правильно” тем более нам известно более-менее как все происходило)))) другое дело ,что в условиях агрессивной скупки бумаги и срабатывания массово маржинколов,Порш мог запросто аккуратно и по тихому “ЛИТЬ”свои бумаги по завышенному курсу.Это просто уже вопрос тактики работы на бирже и вопрос времени.На нашей бирже кстати так и делают частенько-”задерут ценник спецом” под себя и “льют” по нужной цене…. Правда у Порш задача просто такая не стояла)))))а решаеться она просто…

  • Что то, товарищи, мы с Вами запутались, кто кого купил и кто что продал, это скорее риторический вопрос.
    Кто акции VW имеет того и прошу ответить в теме, если, конечно, правдой поделится.

  • 31 октября 2008poligraf пишет:

    to bush
    Можете прокомментировать внезапный рост фонд.рынка-сценарий напоминает вышеописанный:)

  • M-да…Миллиарды из воздуха могут делать те, у кого есть как минимум миллионы и хороший план. А по поводу морали и правил…У таких денег мораль другая…Трудно оценивать, но для постороннего (я абсолютно не связана ни с рынками, ни с фондами, ни с акциями) все жестоко и красиво:)

  • Нашей автопромышленности до подобных скачков далеко. Лучше бы WV приватизировал ее под себя. Наверняка был бы какой-то прирост и улучшение

  • 31 октября 2008bush пишет:

    to poligraf
    не совсем понял ваш вопрос…сорри….если не трудно-поясните.

  • 31 октября 2008bush пишет:

    хотя для примера приведу в цифрах(примерно)движение цен на бумаги давно приватизированного))АВТОВАЗА. итак.январь2001-2руб. 2002-2005/8руб 2006-18р. 2007-макс около50р. в настоящее время 7(семь)рублей))))Заметьте автоваз как выпускал гавно так и выпускает))))

  • 31 октября 2008bush пишет:

    ваш “любимый” сбербанк просто для сравнения
    2003г. ценик ниже 10 2007 около 108
    и в настоящий время бумаги падали в район 18р)))

  • 31 октября 2008bush пишет:

    to poligraf
    вы видимо имели ввиду вчерашний рост на российском фондовом рынке)))в этотом тоже нет ничего сложного.После глобального падения в течении долгого времени с индекса ртс больше 2000пунктов,до величины меньше 700пунктов)))(почувствуйте разницу)рынок наш получил таки долгожданный так наз.”ацкок”….а обусловлен этот ацкок был и деньгами гос-ва влитыми в наши бумаги и особенно очень резким повышением американских индексов аж в район +10% по индексу доу джонс за 1 торговую сессию,что являеться если мне не измеяет память одним из самых высоких показателей амеровских бирж…вернее одним из 6 лучших показателей кажеься за всю историю америки…..

  • Интересная статья, но попахивает откровенными спекуляциями со стороны Порше, опять же наивно полагать, что при таких масштабах не было утечки информации.

    нет ли каких либо примеров таких игр у российских компаний(к примеру у Системы)?

Ваш комментарий

Имя:

Текст:

Также в этой рубрике:







Подписка на СуперИнвестор.Ru:


                    


Популярное за неделю

Рецензии

Реклама