Аферисты – честные и бесчестные

Опубликовано 17 Дек 2008 в Ликбез, Ссылки 

Объявление:

Бизнес-журнал BizTimes - большое количество статей по экономике, маркетингу, управлению, инвестированию и бизнесу вообще. Возможность продвижения своих проектов через добавление статей.

Наконец-то появилось более-менее полное изложение истории с аферой Бернарда Мэдоффа, как говорят, крупнейшей в истории финансового мира. Напомню, бывший председатель совета директоров NASDAQ применил классическую схему по выплате дохода старым клиентам за счёт денег новых. На эту элементарную разводку попались очень солидные компании и люди, в результате чего общий ущерб по операциям Мэдоффа составил что-то порядка $50 млрд долларов. Самое смешное, что сам мошенник заработал по сравнению с этими деньгами всего ничего: на момент вскрытия аферы его состояние составляло $200-300 млн.

Раз уж пошла речь об аферах и разводках, расскажу о ещё одном забавном бизнесе. Внешне тут всё вполне благопристойно и, похоже, законно. Но по сути это — совершенно шикарная игра на человеческой глупости и жадности. ЖЖ-юзер mi-b рассказал про интернет-аукцион, основанный на принципе платных бидов. Попробую изложить ситуацию попроще, чтобы красота этой простой схемы стала понятна всем. Не буду вдаваться в подробности конкретно этого аукциона, важен принцип.

Итак, интернет-аукцион swoopo.com. От обычных он отличается тем, что когда вы делаете ставки, то платите за сам этот факт. Скажем, на торги выставлен айфон стоимостью $230. Администрация аукциона начинает торги с цены $0. Вы можете сделать стандартную ставку $0,15 — ни больше, ни меньше по правилам ставить нельзя. Но фишка в том, что за право сделать эту ставку вы безвозвратно платите $0,75, которые заранее внесли на свой счёт. На первые ставки даётся довольно много времени, но самое интересное начинается ближе к концу, когда заранее установленный срок аукциона начинает истекать.

Основная торговля разворачивается после того, как до «как бы конца» (позже объясню, почему как бы) остаётся секунд 15-20. В этот момент важным становится второе правило: каждая ставка продлевает время аукциона до 15 секунд (в некоторых случаях также до 20 секунд, в некоторых — до 10 секунд, но для понимания принципа давайте считать, что до 15). То есть, если вы делаете ставку за 8 секунд до конца, то счётчик обратного отсчёта времени «сдвигается» на отметку 15 секунд. И так — каждый раз при новой ставке. При активной торговле и достаточно дорогом товаре отметка «15 секунд» может висеть едва ли не часами. Скажем, если перед этим цена того самого айфона дошла до $20, то чтобы подняться до $200, участникам надо сделать 1200 ставок, а это может занять часа полтора.


В конечном итоге товар продаётся дешевле его реальной стоимости. Иногда процентов на десять, иногда и в два раза. Казалось бы, это удивительно выгодно для покупателя и удивительно разорительно для организаторов аукциона - продавцов. В чём же фокус?

Давайте вспомним два правила аукциона: ставка может быть только $0,15 и стоит она $0,75. Вот тут и фокус. Чтобы цена 250-долларового товара поднялась, например, с $0 до $210, участники аукциона (все вместе) должны сделать 1400 ставок по $0,75 каждая. Легко посчитать, что продавец в ходе этой торговли получит $1050. Да ещё и победитель аукциона потом заплатит ему за сам товар те самые $210. В сумме продавец за 250-долларовую вещь получит $1260.

А что же покупатель? В идеале, действительно, можно купить дорогую вещь за $0,75 плюс её конечная цена (которая обычно значительно ниже «магазинной») - если сделать только одну (последнюю) ставку. На практике же такое везение — редкая штука. Вряд ли покупатель сможет угадать, какая именно цена станет последней. Подавляющее большинство участников аукциона будет делать несколько ставок, в итоге ничего за них не получив.

Особо упорные и глупые будут бороться между собой, делая множество ставок. Объясняется это просто. С одной стороны, есть вероятность, что противник в какой-то момент сдастся. С другой, когда ты уже выбросил на торги десяток-другой долларов, начинает работать жадность, хочется получить за них хоть что-то, даже если это уже и невыгодно. Именно на этих психологических особенностях и строится вся игра. Получается, что «счастливый победитель» сначала потратит на ставки несколько десятков долларов, а потом ещё и заплатит за «дешёвый» товар, в сумме потратив значительно больше, чем он стоит в магазине.

Статистики по покупкам, конечно, на сайте нет. Но из наблюдений создаётся впечатление, что реально сэкономить с помощью этого аукциона почти невозможно: жадность и большое количество участников торгов доводят цены товаров до почти реальных, то есть экономия на цене получается небольшой, а расходы на ставки вырастают.

Но даже если кто-то в итоге покупает товар в сумме дешевле, чем в магазине, организаторы торгов в накладе не остаются: при желании в большинстве случаев они вообще могут отдавать товар бесплатно, так как сборы от платных ставок кратно превышают стоимость продаваемой вещи.

Об этичности этой схемы можно спорить, но её красота, по-моему, вполне очевидна. И, что интересно, насколько я понимаю, всё абсолютно законно. На всякий случай замечу, что участвовать в этой разводке не стоит, проще дойти до магазина.

 

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях!


10 комментариев

  • 17 декабря 2008серега пишет:

    Уважаемый автор статьи. данная разводиловка известна с далеких времен утюга и паяльника и как всегда нет ничего нового в этом мире. суть была такова – уличная лотерея числа все участники делали ставки критился барабан и выпадало число от 1 до 50 например но при этом это число оказывалось у двоих участников а дальше кто больше даст тот и заберет банк – нетрудно догадаться что денег всегда у одного из участников оказывалось больше всего а делиться пополам он никогда не хотел : ))))

  • 17 декабря 2008Александр пишет:

    Уже и в России есть подобное – http://www.****.ru/
    Только стоимость побольше – 30 рэ, а шаг поменьше – 0,25 копейки(!).

    (модераторское: зачем же их рекламировать?)

  • 17 декабря 2008Serega пишет:

    А у нас тоже такая разводка есть,называется ВезетМне!-система скандинавских аукционов.Сам не учавствовал но большое спасибо за ценную информацию!

  • Схема просто великолепна, ее опофеозом можно можно считать товар $1000.00 cash, который позволяет получить указанный приз в случае победы в аукционе. Стоимость одного из таких лотов превысила $1800, когда я посетил этот сайт и аукцион все еще продолжался…

  • Помнится, что в 90-е повсюду были мошенники, работавшие по такой схеме.

  • 18 декабря 2008Роман пишет:

    Подобные механизмы используются в обучающих целях. Позволю себе процитировать:

    “Как один профессор продает своим студентам двадцатидолларовую купюру за двести баксов

    Отобрать деньги у студента программы MBA проще, чем забрать леденец у ребенка. К моменту получения диплома это, как правило, уже не требуется – они сами начинают разбрасывать деньги налево и направо. Хотя смеяться над людьми, явно пораженными в умственных способностях, негуманно – эта история про студентов MBA заслуживает того, чтобы стать общественным достоянием.

    Каждый год профессор Макс Базерман продает студентам MBA из Harvard Business School двадцатидолларовую купюру намного выше номинала. Его рекорд – продажа $20 за $204. А делает он это следующим образом.

    Он показывает купюру всему классу и сообщает, что отдаст $20 человеку, который даст за нее больше всего денег. Правда, есть небольшое условие. Человек, который был сразу за победителем, должен будет отдать профессору ту сумму, которую он был готов отдать за $20.

    Чтобы было понятно – допустим два самых высоких бида были $15 и $16. Победитель получает $20 в обмен на $16, а второй человек должен будет отдать профессору $15. Таковы условия.

    Торги начинаются с одного доллара и быстро достигают $12-$16. В этот момент большинство студентов выпадают из аукциона, и остаются только два человека с самыми высокими предложениями. Медленно, но уверенно аукцион подходит к цифре $20.

    Понятно, что выиграть уже невозможно, однако проиграть тоже не хочется, ибо проигравший не только ничего не получит – он еще вынужден будет заплатить профессору номинал своего последнего бида.

    Как только аукцион переходит рубеж в $21, класс взрывается смехом. Студенты MBA, якобы такие умные, готовы выплатить за двадцатидолларовую купюру выше номинала. Действительно -комично и очень точно описывает поведение держателей степени MBA.

    Однако аукцион продолжается и быстро доходит до 50 долларов, затем до ста, вплоть до $204 – рекорд Базермана за свою преподавательскую карьеру. Кстати, во время тренингов профессор проделывает тот же трюк с топ-менеджерами и CEO крупных компаний – и всегда продает $20 выше номинала (полученные деньги тратятся на благотворительность).

    Почему люди неизменно платят за двадцать долларов больше денег, и что пытается показать профессор?

    У человека, особенно в бизнесе, есть слабое место – loss aversion или боязнь потери. Многочисленные эксперименты (часть из которых я уже описывал на davydov.blogspot.com) показывают, что человек себя ведет крайне нерационально и даже неадекватно, когда начинает терять деньги.

    Поначалу все студенты считают, что у них есть возможность получить халявные деньги. Ведь они не дураки и не станут платить больше двадцати баксов за двадцатидолларовую купюру. Однако как только торги доходят до $12-$16, второй человек понимает, что ему грозит серьезная потеря, поэтому он начинает бидить больше, чем собирался, пока аукцион не доходит до $21. На этом этапе оба участники потеряют деньги. Но кто-то потеряет всего доллар, а кто-то двадцать. Чтобы минимизировать потери, каждый человек старается стать победителем. Однако эта гонка приводит только к тому, что оба участника аукциона теряют все больше и больше денег, пока размер потерь не достигает такой суммы, что глубже копать яму просто не имеет смысла.

    Таким образом, желание получить халявную двадцатку оборачивается потерями. Самое интересное, что есть масса данных – особенно на фондовом рынке и в казино – которые показывают феномен Базермана в действии. Человек начинает терять деньги. Вместо того, чтобы зафиксировать убыток, он надеется, что сможет отыграть проигрыш – и практически всегда теряет все больше и больше денег.

    Так что помните урок хитрого профессора – боязнь потерь ведет к бОльшим потерям. Фиксируейте убытки, пока они минимальны. Ну и никогда не доверяйте деньги человеку со степенью MBA.”

    Источник: Sway, Дмитрий Давыдов

  • Афера и есть афера. Как она может быть чесной. Афера – обман. Разве можно обмановать по чесному? Во времена рекета, в 90-е, аферы были везде.

  • Интересно про аукциона, я не слышал еще о том, чтобы за шаг платили. Это уж грабеж неприкрытый просто! Вот так и делается сейчас, на улицах стало разводить накладно, ушли в интернет, скрипт работает, деньги капают, а главное сухо )

  • 10 января 2009Алексей пишет:

    Уважаемый автор, простите, но не могли бы вы пояснить, а чем конкретно меня обманывают, как участника?
    Согласен, что все вместе мы с лихвой переплачиваем за “дешевый” товар, но… Если рассматривать саму идею, то чем она по сути отличается от взносов на аукционах не=такого-типа? Или от регистрационных выплат? От абонентской платы?

    Человек платит. Платит за ШАНС. И не так много. Ровно столько сколько сам себе разрешает.

    Афера – это преступление. А на игру у нас выдают лицензию (казино, букмекерские конторы и т.д.)
    Может стоит называть все-таки вещи своими именами?

    Справка: я не имею отношения ни к одному из подобных аукционов )))

    • Алексей,

      Я в тексте не раз подчеркнул, что формально схема, по всей видимости, абсолютно законна. Более того, правила проведения торгов на сайте есть, и они достаточно доступно написаны. Но на мой взгляд, тут работает логика “по форме – верно, по сути – издевательство”. Очевидно, что далеко не каждый участник торгов с первого раза полностью поймёт правила и оценит возможные последствия своей игры.

      Конечно, многие считают, что “разводить лохов” – занятие благородное, но мне представляется, что вещи надо называть своими именами. Если что-то выглядит дурно, пахнет дурно и производит дурные деньги, то вряд ли это можно назвать честным бизнесом.

Ваш комментарий

Имя:

Текст:

Также в этой рубрике:







Подписка на СуперИнвестор.Ru:


                    


Популярное за неделю

Рецензии

Реклама