Рубль? Спасибо, нет

Опубликовано 22 Дек 2008 в Неделя, Экономика 

Михаил livearoundme Кондратенко,
специально для СуперИнвестор.Ru

На протяжении пяти с половиной лет мы наблюдали укрепление курса рубля к доллару. 14 июля 2008 года оно остановилось, а уже 9 августа стало очевидным, что тенденция сломлена. Несмотря на это, многие политики продолжают активно хоронить Штаты, а простые граждане и валютные игроки делают ставку на то, что именно США выберется из кризиса с наименьшими потерями.

Давайте попытаемся понять, какие из этих предположений обоснованы?

Согласитесь, что доверие к валюте тесно связано с политикой страны, эмитирующей ее. К примеру, вы вряд ли будете инвестировать свои средства в зимбабвийские доллары, зная об экономических воззрениях Роберта Мугабе.

Поэтому я решил провести сравнение антикризисных решений российского и американских правительств на примере «спасения автопрома». Эти решения находятся в русле представлений соответствующих правительств об экономической политике.


На первый взгляд речи лидеров двух стран звучат до удивительного синхронно:

«Американский народ хочет, чтобы наши автокомпании преуспевали, и того же хочу я! [...] Позволить рухнуть этим компаниям сейчас, было бы довольно безответственно», - заявил действующий президент США Джордж Буш.

«Серьезные улучшения наметились на заводах, выпускающих наши традиционные отечественные марки. Не поддержать сегодня эту отрасль - значит перечеркнуть очень многое из того, что мы с таким трудом добились за последние годы», - заявил премьер-министр РФ Владимир Путин.

Суть этих предложений «по спасению» заключается в том, что налогоплательщики обеих стран обязаны поддержать неэффективный бизнес (отдельно отмечу, что неэффективен он по принципиально разным причинам, но сейчас не об этом речь). Очевидно, что эти решения не могут оздоровить экономику наших стран, и направлены лишь на краткосрочную перспективу, однако за кажущейся синхронностью этих мер, скрываются принципиально различные детали. Конечно, вы уже видели и неоднократно читали об этих мерах, но теперь попробуйте сравнить их вблизи. Прочувствуйте, что называется, разницу.

Соединенные Штаты Америки:

1) 17,4 миллиарда долларов даются в долг трем автопроизводителям под залог неголосующих акций и ряд других гарантий.

2) Автопроизводители обязаны предоставить план реструктуризации и доказать его эффективность до 31 марта 2009 года. Если же финансовая жизнеспособность не будет доказана к этому сроку, то кредит будет возвращен в казну в полном объеме, а компании будут объявлены банкротами.

3) Среди всех долговых обязательств автопроизводителей, приоритетным становится выплата долга государству.

4) Правительство США имеет право блокировать любую сделку объемом более 100 миллионов долларов.

5) Денежные компенсации руководителей этих компаний будут существенно снижены, а дивиденды по акциям выплачиваться не будут.

Российская Федерация:

1) Государство потратит в 2009 году более 100 миллиардов рублей на закупку продукции отечественного автопрома, авансы по этим закупкам будут повышены с 30% до 50%, а требования по обеспечению (банковская гарантия, страховка, поручительство) будут отменены. Т.е. миллиардные авансы будут выданы под честное слово.

2) 17 миллиардов рублей кредитов будут выданы трем российским автопроизводителям на срок не менее пяти лет.

3) Государство будет субсидировать покупку автомобилей отечественного производства в размере двух третей от ставки рефинансирования. 6 миллиардов рублей будут потрачены на эти субсидии по поддержанию спроса.

4) Таможенные пошлины на ввоз автомобилей иностранного производства будут увеличены в среднем на 200%-300%.

5) Государство в 2009 году выступит гарантом по размещенным автопроизводителями облигациям на общую сумму 60 миллиардов рублей.

Сравнивая схемы поддержки автопроизводителей, мы можем видеть, чем рискуют налогоплательщики обеих стран. Для спасения американского автопрома выдается хорошо обеспеченный кредит на 17 млрд долларов с «испытательным сроком». Для спасения российского автопрома мы практически бессрочно выдаем необеспеченную (высокорисковую) «помощь», которая в общем объеме равна 183 миллиардам рублей, или 6,59 миллиардов долларов. Кстати, вторая сумма меньше только в абсолютном выражении. Не будем забывать, что общий годовой объём продаж автомобилей американской «большой тройки» превышал до кризиса 10 млн машин, в то время, как все российские «коренные» автопроизводители продавали порядка 700 тысяч машин в год.

Это сравнение отлично иллюстрирует беспечное отношение российского правительства к деньгам. Хранить сбережения в валюте такого государства и в правду — рисковое занятие.

 

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях!


22 комментария

  • Куда вы предлагаете инвестировать?
    Как вам японская иена или золото? Например золотой счет в сбере?

  • 22 декабря 2008cosmichorror пишет:

    Сравнение этих двух подходов сводится к сравнению “ссуда (США) против госзаказа(Россия)”. И я бы так однозначно не сказал, что второе – хуже…

    P.S. заградительные пошлины мдааа…. это конечно очередное ‘по-мусалам’ от властей, но с точки зрения спасения экономики – вещь безусловно необходимая.

  • По-моему не совсем корректное сравнение, у нас дали без гарантий, у них под залог акций, которые могут очень быстро превратиться в мусор, какая разница тогда, ни тот не другой кредит не обеспечен. И в том и в другом случае спасается практически убыточная отрасль, разница в том что у них любой всплеск безработицы может вызвать серьезные социальные последствия, потому что людям нужно платить по кредитам, если они потеряют работу то груз ляжет на плечи системы соц страхования которая итак по уши в долгах. Выход нашли один, напечатать еще долларов и раздать их производителям. А у нас же просто большинство денег не дойдет до целевого использования а осядет в чьих то карманах, в итоге у нас не у них не наблюдается эффективного использования денег. Как говориться все не так как кажется на первый взгляд, да и мы не обладаем полной информации поэтому можем делать только косвенные выводы.

  • Интересно, спасибо за разбор.

    Я тоже склоняюсь к мысли что у американцев всё как то более продуманно происходит, что ли. То есть конечно падение, но падение хоть как то управляемое.

  • 22 декабря 2008cosmichorror пишет:

    2 Антон: если в изложенном в заметке контексте – то у нас не ‘дали’ а ‘купили’.. Зачем тут гарантиии при покупке-то? Деньги-товар. Разве что на предоплату… но если предприятие не молодое, действующее, деньги перечисляются не посреднику, а на р/сч. – все нормально имхо. Раньше был спрос – все работало, теперь спрос…ну пусть искуственно СОЗДАЛИ… и все равно – нет причин, чтобы что-то изменилось. Какая разница?!

    Вообще навскидку, имхо, госзаказ – это более удачный ход, чем субсидия. И не вижу пока причин сомневаться.

  • 22 декабря 2008cosmichorror пишет:

    Вообще, мне что-то начинает казаться, что скоро мы все пойдем на ‘комсомольские стройки’.. работать только чтоб было чем прокормиться… и зарплата будет выдаваться пайком ;-)

  • 22 декабря 2008Gregorii пишет:

    Хотелось бы статью про то как наш и американский автопром дошли до такой жизни. Про наш более-менее понятно, а про их? все ведь было хорошо, а тут – незначительное падение продаж – и сразу на грани банкротства. Генри был бы в ужасе!

  • 23 декабря 2008Андрей пишет:

    cosmichorror 22 декабря 2008 16:59
    “..госзаказ – это более удачный ход, чем субсидия..”
    Когда ВАЗ в очередной раз встает из-за остутсвия спроса на свою продукцию, то гос.заказ = субсидия. Субсидия в неэффективное производство за счет всей страны – и так уже в течение всех последних лет 10 минимум! Полный бред ! Это самая медвежья услуга тому же ВАЗу ( не говоря о потребителях ), т.к. все больше отрывает его из конкурирующих условий рынка, позволяя, расслабившись на очередные год-два, по-прежнему выпускать свои страшненькие во всех смыслах ~авто. Чем ВАЗ всегда отвечал “партии и народу” на такой протекционизм: повышением безопасности и экологичности своей продукции ? А может -появлением конкурентного по европейским нормам авто ? Не тут-то было ..повышением цен и точка.
    Другой вопрос: с какой “радости”, опять-таки, вся страна должна теперь еще доплачивать из общего бюджета маргинальным любителям отдельно взятой марки за часть процентов по кредиту + за доставку этого же ВАЗа на Дальний Восток ?! Вся разница в пользу японского “автохлама”, оказывается, была ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО из-за высоких издержек по доставке ВАЗа в этот регион, а во всем остальном ВАЗ на-много “круче”: какие там крайне глупые и непатриотичные люди живут на этом Дальнем Востоке.. По логике ВВП именно так и получается. Может я что-то не понял?
    А кто-нибудь в этой стране пытался просчитать, сколько в ДТП на дорогах с участием ВАЗа наших людей погибло или стало инвалидами исключительно из-за “высоких” стандартов активной и пассивной безопасности этих “автомобилей” ? Сколько погибнет еще дальше ? Если постановка вопроса не понятна, то перефразирую вопрос: при лобовом столкновении ВАЗа и иномарки ( не Китай ! ) даже на скорости 40 км/ч где бы Вы предпочли находиться в качестве водителя и/или пассажира?

  • 23 декабря 2008cosmichorror пишет:

    2 Gregorii: А что тут думать?.. Японцы..

  • 23 декабря 2008Мария пишет:

    Хотелось бы добавить еще один момент – в Америке решение о выделении помощи автопрому принимал Конгресс, и принимал долго, много было споров, в итоге приняли далеко не в полном объеме, с кучей условий и оговорок, потом еще Сенат зарубил… А у нас? Путин сказал – и все! И это демократия? А как же Дума? Я уверена, что даже в нашем карманном парламенте нашлись бы противники этого решения и возникла хоть какая-то дискуссия. Почему бы Путину самому не пересесть на Волгу? И депутатов всех пересажать… пардон, пересадить на Ладу Приору. Как говорится, хочешь что-то изменить – начни с себя.

  • 23 декабря 2008Максим пишет:

    Андрей, отличный пассаж, если…
    1) ты не работник АвтоВАЗа (ГАЗа, ИжАвто и т.д.) Кстати, поддержка гарантируется и сборочным предприятиям (привет, Форд Волжский)
    2) ты не автомеханик, специализирующийся на отечественных автомашинах
    3) ты не владелец/сотрудник магазина, продающего запчасти на отечественные авто
    4) ты не сотрудник автосалона, продающего отечественные авто
    5) ты не владелец отечественного авто (иначе откуда брать запчасти-то потом)
    6) вы не состоите на иждивении у вышепересисленных людей. то есть вы не сын/дочь работника цеха АвтоВАЗа, вы не муж/жена автомеханика по отечественным авто, вы не престарелый отец/мать продавца отечественных авто.

    Андрей, я преклоняюсь перед вами, если вы готовы с плеча обречь этих людей на безработицу и колоссальные проблемы.

    Автору: акции GM и Chrystler хорошее обеспечение? трижды “ха-ха-ха” ))) вы сами-то готовы свои кровные дать в репо под эти фантики?

  • 23 декабря 2008Максим пишет:

    Мария, учите матчасть. Денег автопрому выделило Казначейство (Минфин то есть) в рамках TARPа. Это тоже самое, что Минфин по своему усмотрению (то есть без одобрения Госдумы) распоряжается Резервным фондом и ФНБ. А ЦБ (надо же!) без одобрения Госдумы рулит ЗВР. Поразительно просто :)))

  • 23 декабря 2008Мария пишет:

    Максим, ну согласитесь все равно, что это несправедливо – так запросто расшвыриваться деньгами налогоплательщиков. Должен же кто-то защищать их, то есть наши интересы. В Америке Конгресс защищает, а где же наши депутаты, которых мы выбирали. Вообще я не поняла, иронизируете Вы или нет – по поводу того, что это поразительно просто. Я, например, не считаю, что это нормально, что они разбазаривают по своему усмотрению Стабфонд и ЗВР, который формировался в основном за счет сверхдоходов от продажи нефти, ведь нефть – это природные ресурсы, которые являются нац. достоянием, т.е. принадлежат всем гражданам России!

  • 23 декабря 2008Шайтан пишет:

    Коллеги, я вас умоляю, ну давайте же не будем пересказывать выдумки и посмотрим с точки зрения реальной экономики:

    1. Курс рубль/доллар никак не зависит от “доверия” или “недоверия” как минимум потому, что рубль не является резервной валютой. Единственное, что на него влияет — приток на российский валютный рынок долларов от продажи углеводородов. Остальные факторы по сравнению с этим несущественны и ими можно пренебречь.

    2. Протекционизм и бездумное вливание денег в убыточные отрасли ещё НИКОГДА не приводили к позитивным результатам на макроуровне, хотя и помогали обогатиться отдельным личностям.

    3. “Всем гражданам России” не принадлежит ничего, кроме того, что они сами могут взять и защитить.

    4. Не читайте перед обедом советских газет.

  • 24 декабря 2008Максим пишет:

    Мария, если на каждый чих нужно будет представлять законопроект в Госдуму, там его будут в трех чтениях рассматривать и т.д., то при нынешнем темпе развития ситуации никто никому уже не успел бы помочь :)

    “Курс рубль/доллар никак не зависит от “доверия” или “недоверия””

    еще как зависит, уважаемый, если бы инфляция в России была на уровне 5%, то абсолютному большинству людей было бы конкретно плевать на курсы и прочую форекс-лабуду.

  • 24 декабря 2008Шайтан пишет:

    Курс доллар/рубль, уровень инфляции, Форекс и “доверие людей к рублю” — четыре совершенно разные вещи. Если Вы этого не понимаете — идите и подучите эк. теорию. Повторюсь ещё раз: единственное, что серьёзно влияет на курс доллар/рубль это приток на российский валютный рынок долларов от продажи углеводородов. Всё. Население с его жалкими копейками здесь вообще ни при чём.

    PS: Что касается “каждого чиха”, то лучше бы Правительство вообще ничего не делало, чем транжирить отобранные у нас с вами же деньги.

  • 24 декабря 2008Мария пишет:

    Максим, наша Дума последнее время очень даже быстро стала рассматривать и принимать законы. И не только законы, но и поправки к Конституции. И потом, можно было бы, например, ввести какое-то ограничение по сумме.

  • 24 декабря 2008АлександрC пишет:

    …сколько людей – столько мнений.

    На этой “качеле” главное чтоб мозжечек работал, не без остальных, конечно, частей-)

    Мой вариант – “комбинированный”.
    В любом случае – нужно равновесие. (интересов)

    П.С.: вышеперечисленные мнения у каждого из своего “клуба интересов”. А в жизни: пока не попробуешь – не узнаешь.-)

    Скажу за себя: готов сесть за ВАЗ, вместо подкормки заокеанских братьев. Тот, кто с ними связан желаниями – пусть стимулирует спрос на Долл.,кто наоборот – …
    Встретимся “на качеле”…-)

  • 25 декабря 2008Макс пишет:

    2Максим
    Уважаемый тезка, у нас уже было время, когда ничего кроме выкидышей отечественного автопрома купить было нельзя, ну и к чему это привело? Правильно! зачем делать качественные машины и что-то улучшать, если и так пипл хавает?

    Можно конечно сколько угодно думать о сотрудниках ВАЗа, и что они и их семьи будут есть, только вот у нас во Владивостоке сейчас тоже десятки тысяч семей останутся без средств существованию, так как за последние 20 лет автобизнес на японках стал фактически градообразующей отраслью – это и судоходные компании которые ввозят машины, и всевозможные фирмы продавцы, и автосервисы, и установщики сигнализаций, и продавцы запчастей, и те кто занимается отправкой машин в регионы, и т.д. и т.п. А ведь все эти люди считались у нас средним классом. Они их семьи покупали продукты, одежду, квартиры и прочие товары вливая значительные суммы в экономику Приморского края, т.е. в след за разорением тех кто занимался автобизнесом проблемы начнутся и у всех остальных приморцев (про соседние регионы, в которых автобизнес так же имеет большое значение я уже не говорю). У нас и так шел ежегодный отток населения, а теперь он еще больше увеличится.

    Развивать какое-либо производство у нас в крае практически невозможно из-за гораздо более высоких тарифов на электроэнергию чем на западе, или в том же соседнем Китае и из-за высоких тарифов на перевозку по ЖД. Благодаря “заботе” нашего правительства даже бензин из нашей нефти в соседнем Китае в два раза дешевле чем у нас.

    Как говорил один мудрый человек не надо давать голодному рыбу — надо научить его ловить рыбу. А у нас получается что у одного рыбу отобрали и отдали другому. Только вот пойдет ли эта рыба в прок ВАЗу? Сомневаюсь.

    Кстати о том действительно ли повышение пошлин направлено на помощь отечественному автопрому есть очень интересный взгляд:

    http://forum.academ.org/index.php?showtopic=458127&st=0&p=5985333&#entry5985

  • 26 декабря 2008kosteno пишет:

    абсолютно ясно что таким образом спасаются активы том менеджера государства вкладывать или размещать средства за границей высоко рискованно некоторых пор для эффективных управленцев российского государства… остается максимально снизить риски для капитала на внутреннем рынке и разместить активы в ту область промышленности на (внутренем рынке) в которой возможно инициировать или стимулировать сбыт/спрос с помощью запретительных мер)))

Ответ на комментарий Андрей

Имя:

Текст:

Также в этой рубрике:







Подписка на СуперИнвестор.Ru:


                    


Популярное за неделю

Рецензии

Реклама