Что такое эффективность рынка?

Опубликовано 31 Авг 2014 в Ликбез, Переводы, Портфель 

Когда инвестор вкладывает свои деньги в акции, его цель заключается в том, чтобы получить прибыль. Некоторые инвесторы стараются не только заработать, но и получить доход, превышающий среднерыночные показатели.

эффективность рынка


Однако рыночная эффективность - воспетая в гипотезе эффективного рынка (EMH), сформулированной американским экономистом Юджином Фама, - гласит, что в любой момент времени цены полностью отражают всю доступную информацию о той или иной акции и\или рынке в целом. В 2013 году Фама стал одним из лауреатов Нобелевской премии по экономике. Согласно гипотезе эффективного рынка, ни один инвестор не может спрогнозировать прибыль на основе изменения курса акций, поскольку ни один инвестор не обладает доступом к информации, которая была бы недоступна для всех остальных.

Эффект эффективности: непредсказуемость

Природа информации не должна ограничиваться только финансовыми новостями и исследованиями; и в самом деле, информация о политических, экономических и социальных событиях, в сочетании с тем, как инвесторы эту информацию воспринимают, будет отражаться на цене акций. Вернемся к гипотезе эффективного рынка: поскольку цены реагируют только на информацию, доступную рынку, и поскольку все участники рынка в эту информацию посвящены, ни один из них не будет обладать способностью получить большую прибыль, чем другие.

На эффективных рынках ценообразование становится не предсказуемым, а бессистемным, поэтому структуру капиталовложений разглядеть не представляется возможным. Таким образом, структурированный подход к инвестированию не может оказаться успешным.

Это "случайное блуждание" цен, о котором говорится в учении EMH, приводит к неудаче любой инвестиционной стратегии, которая направлена на то, чтобы регулярно превосходить рынок. Более того - гипотеза эффективного рынка предполагает, что если учитывать операционные издержки, вовлеченные в процесс управления инвестиционным портфелем, инвестору будет гораздо выгоднее вкладывать свои деньги в индексные фонды.

Аномалии: вызов эффективности

Однако в реальном мире инвестиций против гипотезы эффективного рынка выдвигаются очевидные аргументы. Некоторым инвесторам удается превзойти рынок - например, Уоррен Баффетт, инвестиционная стратегия которого заключается в поиске недооцененных активов, заработал миллиарды долларов и служит примером для бесчисленных последователей. Некоторые портфельные менеджеры могут похвастаться большей результативностью, чем другие, а некоторые инвестиционные компании славятся своим анализом данных - в отличие от других. Тогда каким образом показатели могут быть случайными, если некоторым людям не только удается получать прибыль, но и превосходить рынок?

Другие аргументы противников гипотезы эффективного рынка заключается в том, что определенные закономерности все-таки существуют. Например, эффект января - это явление резкого изменения котировки акций в течение периода, который начинается в последний день декабря и продолжается до четвертого торгового дня января. Эффект выходного дня - эмпирическая закономерность, согласно которой доходность акций по понедельникам оказывается ниже, чем в другие дни рабочей недели.

Эксперты по поведенческим финансам, изучающие то влияние, которое психология инвестора оказывает на стоимость акций, утверждают, что инвесторы подвержены различным "сдвигам по фазе" - например, предвзятости подтверждения, боязни потери и самоуверенности.

Реакция EMH

Гипотеза эффективного рынка не исключает возможности возникновения рыночных аномалий, приводящих к получению значительной прибыли. Более того - рыночная эффективность не требует от активов постоянного соответствия реальной стоимости. Активы могут быть либо переоценены, либо недооценены только случайно, поэтому в конце концов возвращаются к средним значениям цены. А поскольку отклонения от справедливой цены акции - явления сами по себе случайные, инвестиционные стратегии, которые позволяют инвесторам превосходить рынок, не могут превратиться в закономерность.

Кроме того, данная гипотеза предполагает, что инвестор, который демонстрирует показатели выше среднерыночных, добивается этого не с помощью мастерства, а благодаря везению. Сторонники EMH утверждают, что все дело - в законах распределения вероятностей: в произвольный момент времени на рынке с большим количеством инвесторов кто-то будет демонстрировать более высокие, а кто-то - более низкие, показатели.

Как рынок становится эффективным?

Для того чтобы рынок стал эффективным, инвесторы должны понимать, что рынок неэффективен и что его можно превзойти. Как это ни парадоксально, инвестиционные стратегии, которые намереваются воспользоваться неэффективностью, и есть то самое топливо, делающее рынок эффективным.

Рынок должен быть крупным и обладать ликвидностью. Информация о доступности и издержках должна быть широкодоступной и поступать к инвесторам примерно в одно и то же время. Транзакционные издержки должны быть ниже ожидаемой прибыльности инвестиционной стратегии. Кроме того, инвесторы должны располагать достаточными средствами, чтобы пользоваться преимуществами неэффективности до тех пор, пока, согласно EMH, она снова не исчезнет.

Формы эффективности

Принято различать три формы рыночной эффективности:

  • слабая форма эффективности - если стоимость рыночного актива полностью отражает прошлую информацию, которая имеет отношение к данному активу; таким образом, технический анализ конъюнктуры рынка не может использоваться для прогнозирования;
  • средняя форма эффективности - если стоимость рыночного актива полностью отражает не только прошлую, но и публичную информацию (текущая информация, которая становится общедоступной в настоящий момент времени, предоставленная в текущей прессе, отчетах компаний, выступлениях государственных служащих, аналитических прогнозах); таким образом, ни технический, ни фундаментальный анализ конъюнктуры рынка не могут использоваться для получения значительной прибыли;
  • сильная форма эффективности - если стоимость рыночного актива полностью отражает всю информацию - прошлую, публичную и внутреннюю (инсайдерская информация, которая известна узкому кругу лиц в силу служебного положения или иных обстоятельств).

Резюме

В современном мире рынки не могут быть абсолютно эффективными или полностью неэффективными. Разумнее всего рассматривать рынки как "смесь" эффективности и неэффективности, где ежедневные решения и события не всегда могут отразиться на рынке. Если бы все участники верили в то, что рынок эффективен, никто не стал бы гнаться за чрезвычайной прибылью - а ведь это именно та сила, которая заставляет вращаться колеса рынка.

Однако в эпоху информационных технологий рынки всего мира становятся все более эффективными. Информационные технологии позволяют информации распространяться более стремительно и эффективно, а электронная торговля позволяет ценам приспосабливаться к новостям, поступающим на рынок, более быстро. Однако, несмотря на то, что скорость получения информации и совершения сделок увеличивается, информационные технологии ограничивают время, уходящее на подтверждение поступающей информации. Таким образом, информационные технологии могут непреднамеренно стать причиной меньшей эффективности - в том случае, если качество информации, которую мы используем, больше не позволяет нам принимать решения, приносящие прибыль.

Источник: Investopedia.

 

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях!


Ваш комментарий

Имя:

Текст:

Также в этой рубрике:







Подписка на СуперИнвестор.Ru:


                    


Популярное за неделю

Рецензии

Реклама