Как возродить ВАЗ

Опубликовано 7 Апр 2009 в Экономика 

От количества денег, которые выделяются ВАЗу, волосы шевелятся по всему телу. В общей сложности (безвозмездная помощь и кредиты госбанков) компания получит около 3,5 млрд долларов. Это почти втрое больше, чем сейчас стоит General Motors. Там, понятно, ещё долгов и других проблем полно, но при желании можно вытащить из этой компании технологии, знания, торговые связи, а остальное обанкротить. И то получилось бы намного более толково, чем просто так выбросить миллиарды.

Другой вариант — купить крупнейшую индийскую автокомпанию Tata Motors (2,7 млрд долларов), производящую помимо прочего и самый дешёвый автомобиль в мире. Всё полезней. Правда, не продадут — ведь российский управленцы смогут довести до разорения и эту вполне успешную компанию.

Про покупки — это почти шутка, конечно. Понятно, что выкупить существенный объём акций с рынка, не подняв цены, невозможно. Суммы даны просто для примера, чтобы показать масштаб выделяемой помощи.

И всё-таки, один рецепт возрождения АвтоВАЗа есть.


Товарищ майор, всё, что написано ниже, является литературным произведением, не имеющим никакого отношения к реальности. Все совпадения имён, названий и фактов — случайны.

Проблема ВАЗа в том, что он никогда не был бизнесом в нормальном понимании этого слова. Градообразующим предприятием - был (и есть); кормушкой, откуда тащили всё, что можно, и все, кто мог (от уборщиц до директора) - был; источником первоначального капитала для Березовского - был; бандитской дойной коровой - был. Теперь это дойная корова для путинских (Чемезов и К).

Соответственно, у него огромное количество побочных отношений, не связанных с бизнесом: социалка, пособие «рабочим» (зарплата людям, которых в нормальном режиме надо уволить, но нельзя, потому что им всё равно больше негде работать), откаты за поставки, торговля с правительствами разных уровней за налоги, откаты за госпомощь, разворовывание финансовых потоков, финансирование властей города и области. Всё это вместе - не менее сложная структура, чем сам завод. Все эти связи сложно переплетены и взаимозависимы.

В итоге получается, что машины, собственно, никому не нужны. Это как «поехать на рыбалку» - всем понятно, что имеется в виду пьянка в приятной компании, а ловля рыбы - необязательное дополнение, условный повод. Вот и производство машин на ВАЗе - просто повод пилить бабло (на всех уровнях от топ-менеджеров до рабочих) и делить власть.

Поэтому говорить о каких-то реформах, изменениях и т.п. применительно к ВАЗу как-то странно. ВАЗ - это не про машины, это про деньги. Причём, про деньги не заработанные, а украденные.

В общем, исправить ситуацию можно. Но для этого придётся ввести войска НАТО в Москву и все областные центры, сменить всё руководство на всех уровнях во всей стране на иностранцев, провести жёсткую люстрацию, посадить несколько миллионов человек. После этого снести ВАЗ и построить на его месте новый современный завод. И нанять туда тысяч 10-15 человек. По конкурсу. Ту же операцию (снос-строительство-конкурс) параллельно провести на всех заводах - поставщиках.

В результате, лет через пять после запуска обновлённой производственной цепочки можно будет вполне рыночно продавать порядка миллиона простых машин уровня средней Шкоды. А всю высвободишуюся рабочую силу направить на строительство дорог, чтобы этим машинам было где ездить.

В существующих же условиях разрушить криминально-финансовую структуру «ВАЗ» (чтобы создать автозавод ВАЗ) невозможно. Этот вопрос просто не возникает, он в другой плоскости.

А вообще, если АвтоВАЗ — автозавод, то:

Газпром - надёжный поставщик газа и электроэнергии на внутренний внешний рынки, свято блюдущий интересы государства и миноритарных акционеров

ГАИ - государственная служба по оптимизации движения на дорогах

Милиция - друг, помощник и защитник гражданина

Армия - эффективная система защиты страны от внешнего врага

Чиновники - на службе у народа

Суды - на страже закона и справедливости

Депутатский корпус - выразитель воли избирателей

Президент - гарант Конституции.

 

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях!


46 комментариев

  • порадовал :( грустно это

  • 7 апреля 2009Андрей пишет:

    самое плачевное, что этими кредитами они ставят окончательную точку на заводе. Без них, глядишь, и взялись бы за ум – снизили бы цены, чтобы разпродать остатки на складах. Задумались бы хоть чуть про оптимизации. А теперь им просто дали еще пару лет вольготной жизни, после чего времени уже точно не останется ни на что. Так что через 2-3 года следует ожидать естественной смерти завода. И вот тогда то социальный взрыв сотрясет весь регион.

    • этими кредитами они ставят окончательную точку на заводе. Без них, глядишь, и взялись бы за ум – снизили бы цены, чтобы разпродать остатки на складах. Задумались бы хоть чуть про оптимизации.

      Андрей, я ещё раз скажу: там по определению нет желания задумываться над оптимизацией или хоть как-то разбираться с машинами. Зачем?

      • 7 апреля 2009Андрей пишет:

        ну да – это и печально, что все как всегда.
        ничего не меняется в стране.

    • 7 апреля 2009Игорь пишет:

      Вы будете смеяться, но как раз вчера они таки снизили цены – в среднем на 13% (в рублях).
      Подробнее тут: http://autochel.ru/news/87038.html

  • И снова заграница нам поможет! Ну скока можна! Какому бизнесу может научить система, которая по собственным метрикам убыточна и не может существовать без финансовой подпитки.
    Если уж и выдавать рекомендации, то в более корректном виде. Почему не помянуть манагеров, которые не в США, а в России смогли в течение жизни одного поколения двинуть Россию экономически от сохи постреволюционной разрухи до первого в мире спутника при жёстком экономическом давлении западной экономики.
    Если уж праведно возмущаться, то действительно праведно, а не вредоносно утопически.
    Ну, если войска нато в Москве, то русским то там чего делать? Если западных менеджеров приглашать к нам, то и управлять они будут в интересах запада.
    Короче – не канает ни как стёб, ни как издевательство, поскольку издевнуться получилось на собой и нами, но не над нынешними манагерами России.

    • Судя по цитате про соху, вы имеете в виду товарища Сталина и его подельников? Т.е. это единственный возможный вариант для России?

      Ну, в общем, наверное, да. Только тем самым вы признаётесь, что считаете народ России – рабами, которых можно заставить работать только из-под палки под угрозой смерти. Зато честно, ага.

      • Ну на счёт рабов Вы погорячились. Мои деды рабамы не были и шли на фронт добровольцами. А какие ещё доказательства нужны, чтобы доказать единство курса правительства и народа, если была одержана победа на фронте и в тылу, напряжением всех сил народа. Интересно, а можно ли победить с народом-рабом совокупную военную мощь западной европы? Ну Вы же вроде анализируете текущую ситуацию, но не пытаетесь трезво взглянуть на факты истории происходившей при жизни наших родных и близких. Я не ожидал услышать такой дремучести про рабство, если честно.
        Давайте рассуждать объективно.
        Западных менеджеров приглашаем начиная с Петра. В итоге получили два народа русские рабочие и крестьяне и юские пуамышленники дваяне. Прозападный менеджмент, западное инвестирование привёли страну к катастрофе.
        С 90-х годов западные консультанты и менеджеры не вылезают из России, сам работаю в западной компании, и где результат? Да вот он – страна в руинах, народ вымирает. Отсюда вывод – надо углубить и расширить западное влияние, западные инвестиции и интеграцию с западом. Гениально! Я понимаю, что трудно ожидать иного прозрения от выпускника западных экономических школ, ну зачем же так топорно рассуждать то. Вот эта топорность и есть влияние западной школы. Когда всё своё воспринимается ущербным и неправильным, требующим улучшения на западный лад. Но мы – не запад и им никогда не станем, хотя бы в силу природно-климатических условий, мы имеем собственный успешный опыт, изучать его объективно не обращая внимания на убогие страшилки про тоталитаризьм и есть признак грамотного профессионала.

        • Когда вы рассуждаете про прекрасный сталинский менеджмент, то скорее всего реально себя лично в тех условиях не представляете. А если вдруг представляете, то наверняка в роли директора завода, комиссара или заслуженного учёного. А вы представьте себя обычным зэком по 58.1, валящем лес в Сибири. Именно это – эффективный сталинский менеджмент и “собственный успешный опыт”.

          Если вам нравится валить лес – идите и валите прямо сейчас. Во благо человечества. А не работайте в гадкой западной компании.

          • Да нет, я представляю себя на месте моей бабушки и деда в голодающем селе нижнего Поволжья. Физической работы никогда не чурался. Лес не валил, но шпалы с рельсами на вечной мерзлоте укладывал, на колхозных полях урожай убирал каждое лето и осень. Жил годами в полевых условиях на строительстве газопроводов, т.е. представляю :-)
            У Вас странное представление о том времени. Т.е. до 1953 года все советские люди были ЗК. Тогда меня интересует вопрос, почему зэки так яростно защищали свою зону? Вам не кажется, что Вы, мягко говоря, передёргиваете?
            Ну да Бог с этими страшилками. Я думаю, что это удобная отговорка прозападно мыслящих людей для самих себя, чтобы совесть не терзала.
            Но если реально посмотреть на вещи, то вся эта возня с суперинвестированием и монетаризмом – мышиная возня в пользу 1 – 5% населния. Ну почему бы Вам не привести в качестве способа возрождения ВАЗа опыт корейских чаэболов? Зачем издеваться то?

            • Ну вот, едва не втянулся в традиционный спор “про совок”. Я думаю, история уже хорошо показала, какой строй чего стоит. Если вы такой поклонник Сталина, то пожалуйте в Северную Корею. А мечтать о “сильной руке”, сидя на тёплом местечке в иностранной фирме – это как-то мелко.

              Всё, тема закрыта. После следующего комментария – бан.

      • Не факт, что западные менеджеры будут в пользу Запада управлять. Плюс смотреть за ними можно – к технологии это не так относится сильно.

    • в России появились хорошие управленцы в массовом количестве, что они сразу нарисовались на всех предприятиях?

      вот у нас иностранные менеджеры работают не в интересах запада (кстати что имеется ввиду?). а в интересах предприятия. чтобы оно приносило доход сегодня, завтра, и после завтра.

      конечно в глобальном масштабе бюрократизма дофига, но посравнению с моими предыдущими полностью отечественными работодателями просто сказка.

      кризис, да, оптимизировали проекты, где то напряглись снизили стоимость, чтобы не потерять клиентов, часть внутренних перспективных разработок тормознулась. Но мы живы. что не скажешь о многих полностью отечественных конкурентах.

      отечественных хороших менеджеров в России у меня только сажать, растить не умеют ;(

      • “”в России появились хорошие управленцы в массовом количестве, что они сразу нарисовались на всех предприятиях?”"
        Интересно, а куда же это подевались все те управленцы, которые управляли до 93-го года? Они так плохо управляли, что мы не то что создавать подобного не можем, но и поддерживать в работоспособном состоянии.
        На всех, буквально всех уровнях управления честные руководители были заменены на доверенных ворюг.
        Только мы обсуждаем не уровень бюрократизма менеджмента, а качество его работы. Чем больше компания, тем больше уровень бюрократизма менеджмента и от страны этот фактор не зависит. А вот эффективность менеджера определяется соответствием результатов его работы стратегическим целям компании. Стратегические цели компаний сегодня находятся в прямом противоречии со стратегическими целями работника и перспектив у такой схемы НЕТ. Монетраисскими уловками всех дыр не заткнёшь. А здесь обсуждаются меры оздоровления предприятий и экономики вцелом, которая существует только лишь для обслуживания корыстных интересов инвесторов и крупных акционеров. Рабочие в такой экономике находятся на уровне рабов и никогда не будут работать эффективно.
        Монетаризм в силу своей природы – финансовый инструмент, а финансовый инструмент, прежде всего инструмент главного эмитента финансовых средств, т.е. США. Любое наше монетарисское действие внутри страны потребует в итоге одобрения США. США и страны западной Европы в условиях конкурентной капиталистической системы являются геополитическими конкурентами России. Поэтому понятие эффективности менеджмента в нынешней России – понятие условние и исключительно политическое. Любой мыслящий человек это видит и понимает.
        А по поводу отечественных менеджеров, дабы разрушить ваши наивные представления о собственном народе, советую познакомиться с работой наших оборонщиков авиастроителей, которые вопреки законам суперинвестирования на энтузиазме и понятиях чести и долга выпускают таки двигатели 5-го поколения имея при этом сверху гнилой генералитет с волосатыми загребущими лапами, способными только брать.
        Также задайте себе вопрос, почему одно и то же предприятие Волгоградский тракторный завод на одном и том же оборудовании, с одними и теми же людьми выпускало как лучшие в мире БРМД, так и ломкие, но ремонтабельные трактора ДТ75. Всё дело в стоимости продукции и уровне ответственности за произведённый продукт. Теперь второй вопрос, почему с переходом в частные руки у новых хозяев не нашлось денег на то, чтобы уровень качества тракторов стал сопоставим с уровнем качества БРМД (броня и двигатель из композитных сплавов, фольксваген с его алюминиевыми карами курит в сторонке)? Ответ – бабло выгоднее брать и крутить в западных бумагах, но не вкладывать в производство. Где та сила и кто тот человек, который направит денежные потоки туда, куда ему лично вкладывать менее выгодно? Их нет, все эти Чубайсо-Гайдаровские суперинвесторы вообще не понимают зачем русский народ, априори неэффективный, коптит небо, а сама Россия со всей своей историей являет собой досадное государственное недоразумение.
        Все успешные государства развивались вопреки рикардианству, когда денежные потоки направлялись туда, куда не выгодно их направлять, но через многие годы именно эти инвестиции превращали Германию из сборища аграрных курфюрств в мастерскую мира, а растоптанную Российскую империю превращали в могучий Советский Союз.

  • В конце – просто чеканная формулировка. Не возражаешь, если процитирую у себя?

  • Да них… не выйдет с инвестициями в АВТОВАЗ, зачем В.В. связался с этим АВТОВАЗом рейтинг падает. 36 вице президентов на АВТОВАЗе это уже говорит, управленца – хозяина нет. Единственный выход это продать АВТОВАЗ частному лицу, у которого обязательно должно присутствовать качество лидера и с идеями по реформированию. Но никто не купить, нечего покупать, технологий нет. Сейчас ставить нужно на гибрид, а АВТОВАЗ только в последней модели выпускаемой серийно научились делать электроусилитель руля, смешно… про коробку автомат я вообще молчу.

    • 7 апреля 2009Vlad пишет:

      Не один новый владелец не сделает из автоваза ничего путного
      это монстр советского произвдства, попытка сделать замкнутый производственный процесс
      единственное что можно сделать с ВАЗом пилить его на части и продовать в частные руки, правда возможно при таком развитии событий собирать машины уже не получится

    • Частное лицо говорите? И мы знаем такое лицо! С 1994 года автовазом владел, ну не притворяйтесь, что не помните. Его звали Борис Абрамович. Вот ведь какая штука, при нем то завод и издох. А еще есть ГАЗ под управлением Дерипаски, и тоже знаете ли как то там все трудно.

  • 7 апреля 2009ака пишет:

    почти все люди столкнувшиеся с проблемами в сложной системе предлагают как вариант все пох..рить. Интереснее было бы услышать мнение кого-нибудь из людей сумевших поднять производство такого масштаба.

  • Вы, конечно, забыли упомянуть, какой объем помощи выделается Дженерал Моторс…ну как же так! :) Аяяяй вам.

    • “В обмен на кредиты правительство получает ряд прав. Так, к нему отходят неголосующие акции концернов и права на доступ к финансовым отчетам компаний. Помимо этого по условиям договора концерны до 31 марта должны добиться уступок от кредиторов и поставщиков, а также разработать план по спасению предприятий. Также по условиям предоставления денег возврат кредита государству является для компаний приоритетным по сравнению с другими долгами.

      Если условия не будут выполнены, кредиты отзовут, а компаниям будет грозить процедура банкротства.” Плюс глава компании отправлен в отставку.

      Согласитесь, есть разница с выделением 25 млрд руб. просто так, в подарок, и ещё 90 млрд руб. в кредит без каких-либо условий.

      Но вообще да, тоже неправильно. Обанкротить GM было бы логичнее и выгоднее со всех сторон. И, вполне возможно, что так и будет.

  • 7 апреля 2009Антон пишет:

    А зачем собственно Ваз возрождать? Я абсолютно согласен что там всем наплевать на автомобили, поэтому у них то в автовазе все хорошо, деньги выделяют. Если говорить о Российском автопроме то у нас есть талантливые инженеры, есть производственные мощности, при желании вполне возможно создать новое предприятие, которое будет делать автомобили

  • 7 апреля 2009Стас пишет:

    Меня как-то удивляло всегда, что вы видите из Чехии ситуацию в России получше многих местных обозревателей. :(
    В общем-то, все правильно и все это понимают. А что делать?

    Напишите, что ли для контраста что-нибудь позитивное: может быть, про чешские компании несколько статей. А то все какая-то сплошная чернуха получается.

  • 7 апреля 2009Евгений пишет:

    Статья в самую точку.Ты слишком правдиво пишешь поэтому тебя могут в ближайшее время прикрыть.Будет обидно и скучновато без тебя.Не хочу терять такой ценный источник информации.Пиши так всегда.Бороться необходимо до последнего иначе для чего жить во вранье? Заблуждаться ещё больше? Это болото и из него надо выбираться любой ценой.

  • 8 апреля 2009Юрий пишет:

    Господа, это не финансовая помощь, это пособие по безработице или недееспособности. Там людям идти некуда, совсем некуда. А делать они почти ничего не умеют. Ну и тот кто пособия распределяет, в России, традиционно не в накладе!
    Боится правительство такого источника социального взрыва, много лет боится. Думаете только шахтеры (в 90-х) умеют касками долбать по Горбатому мосту?

  • Учитывая прошлые продуманные и компетентные статьи, как-то невериться, что данное творчество принадлежит тому же автору. Очень похоже на “вброс”. Полное отсутствие конструктивности, и возможно личная обида когда-то в прошлом, вот что проглядывает из этого текста.

  • 8 апреля 2009Валерий пишет:

    На мой взгляд, все-таки помощь ВАЗу в данной ситуации существенно меньше помощи GM. Да, кредиты, да, планы… Ну, уволили руководство. Но ситуация сравнима – главное, что это градообразующие предприятия, банкротство которых приведет к значительному росту социальной напряженности.
    А как дела у “Шкоды”? Насколько я знаю, получше обстоят, несмотря на финансовые потери… Можно много привести примеров успешных автомобильных компаний…

    • “Больше-меньше” сильно зависит от масштабов бизнеса. GM всё-таки значительно больше машин выпускает.

      К тому же, как я уже писал в ответе на один из комментариев, условия предоставления помощи очень разные. В случае с GM – это практически коммерческий кредит с передачей государству привилегированных акций, с необходимостью предоставить новый бизнес-план, с приоритетными выплатами в пользу государства и т.п. В случае с ВАЗом – частично просто подарок, частично кредит без каких-либо озвученных условий.

      У Шкоды всё хорошо. Зимой останавливалась на время, но потом всё выправилось. Сейчас намерена снова вводить рабочие субботы – спрос на машины превышает предложение. Сильно помогла германская программа компенсаций за старые машины. Немцы охотно меняют свои старые машины при помощи государства на новые недорогие. А учитывая, что Шкода – это тот же Фольксваген, они спокойно их покупают.

      • 8 апреля 2009Валерий пишет:

        Вы правы, больше-меньше не важно в данной ситуации. Как и условия. В двух рассмотренных случаях речь идет именно о помощи государства. Почему-то частные банки (не только американские) не готовы предоставить те же кредиты GM (как и ВАЗу). Наверное, сомневаются в его возвратности…
        Но Вы опять-таки правы, возрождение ВАЗа как компании, производящей хорошие автомобили – скорее из области фантастики.

  • – удалено –

  • 25% акций ВАЗа купил концерн Renault-Nissan.

    Конечно, наивно было предполагать, что это многое изменит, ВАЗ нужен Renault как площадка для выпуска дешвых моделей… почему бы не отдать долю в ещё 25% плюс одна акция в управление французам в обмен на технологии, которые они внедрят? Естественно, при этом все управление ВАЗом придется отдать иностранцам, которые уволят больше половины работников, но зато мы получим производство относительно современных и, надеюсь, качественных автомобилей.

    И да – в текущей ситуации нельзя продать ВАЗ “частному лицу”, хотя бы потому, что четверть уже продана.

    • и да – беда ВАЗа не столько в криворуких рабочих, сколько в некачественных комплектующих, из-за которых страдает качество конечного продукта. Тот же Логан не лучше Приоры, только собран из качественных комплектующих с современным контролем качества (ну то есть, с присутствующим контролем качества, а не как на ВАЗе).

      Собственно, рост продаж Лады в Германии подтверждает, что есть спрос на дешевые автомобили, не являющиеся последним писком моды. Правда, немцы видно то ли позабыли, то ли не знают о качестве того, что приобретают. :)

    • Вероятно, это худшая сделка Гона в его жизни. Как в своё время у Сороса со Связьинвестом.

  • Всё правильно написано. Только вот хочу добавить, что ради поддержки ВАЗа, ГАЗа и прочих бракоделов безумными пошлинами был нокаутирован Дальний Восток (в экономическом смысле). Почитайте http://brandmaior.livejournal.com – там много про это написано.

  • 8 апреля 2009Виктор пишет:

    Браво! Параллели великолепны. Но посмеялись, и хватит – такова наша реальность, и нам здесь жить. А взывать к справедливости бесполезно. Даже в столь изысканном жанре. Вспомнилось из «Сквозь кризиса»: «Справедливости нет, и вследствие этого, долгов нет». Причём никаких…

  • 9 апреля 2009motopapa пишет:

    Артем, полностью с Вами.
    Цитируя классика, ВАЗ – это не про экономику и менеджмент. Это политэкономия – собственность, свобода предпринимательства, гарантированность прав акционеров, прозрачность, равные правила игры и т.д.
    То, что касается менеджмента, там медленно, но верно растет качество бюрократических решений, маркетинговые исследования, и т.п. Только это все не про то. Нет у них необходимости (далее по тексту…). Ужас в том, что время лечит техническое и управленческое отставание, но здесь уже про политику…

  • 12 апреля 2009Юрий пишет:

    Краткая хроника событий:
    2009: АвтоВАЗ станет мировым брендом в течение трех лет
    Так сказал вице-премьер России и министр финансов Алексей Кудрин
    Он считает, что помощь в 25 млрд. рублей, предоставляемая АвтоВАЗу, не только закроет текущие потребности предприятия, но и будет способствовать развитию производства.
    2002: АвтоВАЗ станет конкурентноспсособным в течение трех лет
    Так сказал премьер России Михаил Касьянов.
    Он считает, что помощь в 17.5 млрд. рублей, предоставляемая АвтоВАЗу, не только закроет текущие потребности предприятия, но и будет способствовать развитию производства.
    1999: АвтоВАЗ выпустит автомобиль на базе немецкого седана в течение двух лет.
    Так сказал премьер Владимир Путин.
    Он считает, что помощь в размере 13 млрд. рублей, предоставляемая АвтоВАЗу, не только закроет текущие потребности предприятия, но и будет способствовать развитию производства.
    1996: АвтоВАЗ выпустит седан для чиновников и народный автомобиль для горожан и сельчан.
    Так сказал глава правительства России Виктор Черномырдин.
    Он считает, что помощь в размере 15 трлн. рублей, предоставляемая АвтоВАЗу, не только закроет текущие потребности предприятия, но и будет способствовать развитию производства.
    проблема имеет глубокие корни

  • 24 мая 2009Как стать богатым без особых усилий? пишет:

    Как ездил я на “японке”, так теперь и буду ездить всегда!
    Как вспомню свою Ваз 2105, вообще не понимаю, как мог терпеть это г…

Ваш комментарий

Имя:

Текст:

Также в этой рубрике:







Подписка на СуперИнвестор.Ru:


                    


Популярное за неделю

Рецензии

Реклама