Снова Porsche и Volkswagen. Подробности

Опубликовано 7 мая 2009 в События 

Близится к развязке история с Volkswagen и Porsche. Многие помнят, как производитель спортивных автомобилей устроил шоу на биржах, сначала втихую скупая акции крупнейшей автокомпании Германии, а потом наказав за жадность хедж-фонды, заодно сделав VW на короткое время самой дорогой компанией мира. Похоже, в Porsche слегка не рассчитали свои силы — кредиты, взятые на покупку акций VW, отдавать нечем, а перекредитоваться в нынешних условиях почти невозможно, по крайней мере, по разумным ставкам.

Но выход есть. «Неожиданно» выяснилось, что необходимые для погашения долгов миллиарды долларов есть у самого Volkswagen, который теперь в существенной степени подчиняется компании Porsche Automobil Holding (материнской компании Porsche). Остаётся только придумать, как эти деньги у VW забрать.


Пожалуй, стоит прерваться ненадолго и напомнить, что эта история — не «просто бизнес». Это семейная драма. Дело в том, что Porsche и Volkswagen фактически контролируются двумя ветвями одной семьи Фердинанда Порше. Porsche контролирует Вольфганг Порше (Wolfgang Porsche). Он же возглавляет наблюдательный совет компании. Аналогичный пост в концерне Volkswagen занимает Фердинанд Пиех (Ferdinand Piech), выходец из второй ветви клана. Забавно, кстати, что если имя второго приставить к фамилии первого, то получится имя основателя этого бизнеса — легендарного Фердинанда Порше (Ferdinand Porsche). Похоже, нечто похожее на эту операцию скоро произойдёт с самими компаниями.

Семьи при всём своём родстве относятся друг к другу не очень хорошо. Войны между ними нет, но подчиняться родственникам в рамках семейного бизнеса никто не хочет. Кроме того, стоит учитывать и интересы менеджмента: тот же «поршевец» Венделин Видекинг, который стал председателем правления холдинга, вполне самостоятельный и очень важный игрок в этой истории — на нём во многом держится люксовый концерн. Потерять свою позицию Видекингу, очевидно, не хотелось бы.

Вчера на встрече представителей семей было принято предварительное решение о создании единой автомобильной компании, в которую бизнес Porsche войдёт на правах более-менее самостоятельной торговой марки, наравне с девятью другими марками Volkswagen (Volkswagen, Audi, Bentley, Bugatti, Lamborghini, SEAT, Skoda, Scania и Volkswagen Commercial Vehicles). При этом автогигант выплатит нынешним владельцам Porsche порядка $10-11 млрд, около $9 млрд из которых пойдёт на погашение долгов.

Я не понимаю, почему пресса считает эту возможную сделку поражением Porsche. Холдинг продолжает контролировать акции VW, просто производство спортивных и люксовых автомобилей будет оперативно подчинено менеджменту VW, который в свою очередь стратегически подчиняется акционерам, т.е. в конечном итоге тому же Porsche Automobil Holding. Вероятно, семье Порше придётся поделиться властью в новой большой компании с семьёй Пиех, но контроль наверняка останется за ними. Если смотреть только на факты, то получается, что семья Порше смогла купить VW частично фактически на деньги самого VW. Конечно, их власть будет сильно ограничена — права миноритарных акционеров (тем более, довольно крупных) на Западе защищены намного лучше, чем в России, где собственник 51% акций компании — царь и бог. Но мне кажется, что проведённая поршевцами игра стоит того: вместо полного контроля в маленькой и гордой компании они получили ограниченный, но всё же контроль в гигантском автопроизводителе.

Кстати, по итогам первого квартала Volkswagen, похоже, стал крупнейшим в мире производителем автомобилей: за счёт резкого падения продаж у Toyota и GM он вырвался на первое место. Понятно, что это явление временное, но в планах концерна ясно прописана цель — выход на устойчивое первое место в мире по продажам автомобилей к 2018-му году. И я почему-то не сомневаюсь, что так оно и будет.

 

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях!


12 комментариев

  • 7 мая 2009pambamdam пишет:

    Пих, а не Пиех.

    Красиво, на самом деле. Просто красиво. Судя по тому, как они прорвались в VW, это только начало. При сохранении того же уровня нахальства и изобретательности, пожрут поршевцы народный вагон с потрохами. А там и мировое господство не за горами…

    • В написании фамилии я ориентировался на Дойче Велле. Подозреваю, что они знают, как правильно. Хотя, конечно, всякое может быть.

      По поводу дальнейшего я бы не был столь уверен. Представители Пи(е)хов есть и в нынешней холдинговой компании, хотя и в качестве миноритариев. И теперь у них позиция всё-таки довольно сильная – они могут заблокировать сделку.

      Плюс ещё большой вопрос с госдолей (точнее, долей региона) в VW – что с ней делать? А влияние на дела VW эти 20% акций оказывают очень серьёзное.

      • 7 мая 2009pambamdam пишет:

        Правильно – Пих. Но в русскоязычных СМИ пишут Пиех, видимо, Велле на них и ориентировалась. Ну это как Лейпциг, который, на самом деле, Ляйпциг. Или Эйнштейн, который Айнштайн и т.д. Кто-то один неграмотно прочитал – все повторили. Пусть будет Пиех, в общем.

        Думаю, что сделать с “родственниками” поршевцы уже придумали, иначе не лезли бы в это дело. Ну это чисто IMHO.

        С гос. долей интересней. Нижняя Саксония будет большой дурой, если расстанется со своей долей в концерне, но и разыгрывать недотрогу, по нынешним временам, тоже как-то неразумно. По моему сугубому IMHO, их банально купят. Не в смысле коррупции божеупаси, на Западе ведь не бывает коррупции, а в смысле какой-нить сделки (мы вам – рабочие места в Саксонии, а не в Румынии, а вы нам…). Что-то в этом роде. Саксония – не такая уж мощная сила на нынешнем глобальном рынке. Саксонский начальник уже объявил, что открыт для переговоров и вообще звучал очень позитивно.

        • 7 мая 2009Kulak пишет:

          Тут тот самый случай продажи за чечевичную похлёбку. Право вечного минотария за рабочие места, которые они и так решают. Тут без коррупции не обойтись. Поживем, увидим.

          Почему порше падает? А ФВ нет?

          • 7 мая 2009pambamdam пишет:

            Да, видимо, вы правы: все, что можно предложить саксонцам не-коррупционного, они и так смогут получить. Остаётся то, чего на Западе не бывает. Да, поживём – увидим.

            Порше – маргинальный производитель, такие в кризис очень страдают, по крайней мере, на Западе. Плюс вся эта гринписовская истерия. Да и конкуренты, надо признать, давят очень серьёзно. Классика-классикой, но при таком количестве моделей, далеко не уедешь. Будущее Порше, как марки, в этом смысле, весьма туманно. А VW – посмотрите на их модельный ряд, совершенно гениальный. От убогих сеатовских малолитражек до самых дорогих в мире серийных Бугатти. Наверное, нет в автоиндустрии сектора, который они не покрыли бы. Чё тут сравнивать…

            • вот как раз в секторе дорогих спортивных автомобилей у VW ничего нет. ну ок – есть, но по харизме R8 не сравнится с 911.
              ну и купе подешевле – Кайман, Бокстер – у Фольксвагена прямых конкурентов нет – аналогичные модели дешевле и проще.

              ну и Панамера, опять же.. в общем, я бы не был столь категоричен про туманность будущего Порше.

  • Я так и не понял, кто кому подчиняется – Порше Фольцвагену или Фольцваген Порше.

    • В данный момент есть компания Porsche Automobil Holding, которой принадлежит >50% акций Фольксвагена и >50% (намного больше) акций автопроизводителя Porsche.

      После изменений (если они будут), холдинг будет владеть >50% акций Фольксвагена, а Фольксваген будет владеть заводами, КБ и маркой Porsche. Но в силу официальных и неофициальных договорённостей в руководство (и, возможно, в число собственников) холдинга войдут представители семьи Пиех.

      Просто Porsche Automobil Holding и автокомпания Porsche – это разные юрлица, их не надо путать.

  • 7 мая 2009Kulak пишет:

    Самое выгодное решение была бы продажа Порше АГ за хорошую цену без долгов. Фузион это победа ФВ и самое дорогое решение. Финансировать будут за сцет новых акции и роль НРВ в новой фирме будет болше ан не меньше, иначе они просто потопят фузион.
    (Продал пах003 на прошлой неделе)

    • а если то же самое, но по-русски?

    • 7 мая 2009Kulak пишет:

      По русски: у Порше СЕ нет денег на дальнейшую покупку до 75% но есть долги 9.2М. Да и покупка до 75% не позволит распоряжаться наличными средсвами ФВ АГ по причине минотария НРВ.

      Было продумано два решения:

      1) Выгодное но позорное для Порше СЕ: Продажа автомобильного бизнеса (Порше АГ) за 10М наличными! ФВ АГ. Оне не
      состоялось.

      2) Дорогое и сложное но позволяющее Порше СЕ активно! участвовать в автомобильном бизнесе: создание новой фирмы
      ХХ & ХХ где 3 или четыре владельца: Порше СЕ, НРВ, ФВ АГ и возможно тихие арабы. В новой фирме деньги на долги
      не приходят от ФВ АГ а собираються у инвесторов. А роль НРВ в новой фирме не может быть слабее, так как оне не сошли
      с ума.

      Что произошло: конкретные деньги были отбергнуты в разчёте на большую власть. Чем это кончиться совсем не ясно.

Ваш комментарий

Имя:

Текст:

Также в этой рубрике:







Подписка на СуперИнвестор.Ru:


                    


Популярное за неделю

Рецензии

Реклама