Биржевая аналитика: идиотская идея номер два – IPO

Опубликовано 27 мая 2009 в Ликбез 

Tsch, автор блога Аналайзмен,
специально для СуперИнвестор.Ru

Для начала маленькая оговорка: IPO (initial public offering – первичная продажа акций частной компании) собственно к аналитике относится постольку-поскольку, являясь ее следствием, как некоторая совокупность предпродажной подготовки и установления сколько-нибудь оправданной цены, но для правды-матки это ведь не является непреодолимым препятствием?

Первейший смысл IPO – получение собственником рыночной, сиречь публичной, оценки стоимости его активов и получение прибыли. Даже исходя из этого факта, можно предположить, что цена размещения ценных бумаг в рамках IPO и биржевые котировки будут несколько отличаться, особенно в первое время после начала обращения. Происходит это потому, что собственники стремятся заработать на продаже части своей доли в компании – какой смысл им продешевить? Именно поэтому IPO зачастую происходят на пике цен и финансового благополучия компании – никто и никогда не скрывал, что к моменту IPO баланс и отчет о прибылях и убытках отмывают чисто-чисто и причесывают гладко-гладко. Налицо конфликт интересов: собственник пытается что-то заработать, инвесторы – получить перспективу отбить свои деньги. Не стоит забывать и о консультантах, которые живут на процент от общей стоимости сделки.

Еще один момент, который как правило мало кто замечает: собственники редко расстаются с контрольным пакетом, следовательно, приобретая акции на IPO, инвестор заранее лишен премии за контроль, которую можно смело вычитать из справедливой стоимости приобретаемого актива. Как я попытался показать в первом посте серии «Биржевая аналитика: идиотская идея номер…», методы анализа (если конкретно, то DCF) в силу ряда объективных причин искажают представление о справедливой стоимости ценных бумаг, а аналитики и оценщики скидку на это самое искажение как правило делать забывают (возможно, в угоду владельцу).

Кто же тогда покупает на IPO?


Ну, кто-то покупает — реклама и никакого мошенства. Никогда не обращали внимания, что новые модели сотовых телефонов стоят очень дорого? В свое время раскрученная Motorola RZRV3 стоила около 30 тыс. руб., а сейчас в любом ларьке лежит за 5 тыс. руб., но даром никому не нужна. Примерно тоже происходит с акциями.

Вспоминая IPO ВТБ: до того как объявили официальный ценник, большинство аналитиков оценивали одну акцию на уровне 10 копеек или около того, так что 13,6 — это явный перебор. Но народ брал, ибо рекламная кампания оказалась страсть как хороша. Кстати, интересное наблюдение: переподписка на акции ВТБ составила 5-10 раз, т.е. спрос превысил предложение в 5-10 раз. После того как IPO состоялось, акции немного болтались чуть выше 14 копеек, хотя специально для правительства и президента были проведены торги по каким-то бумагам с каким-то непонятным номером выпуска, распространенным среди непонятно кого и выросшим непонятно почему на 50%, о чем Владимир Путин гордо поведал народу.

После того, как семикратное превосходство спроса над предложением, созданное во многом искусственно, убрали, бумаги безостановочно пошли вниз. Все логично – товар на который падает спрос, просто обязан дешеветь. В случае с ВТБ можно было предположить, что семикратное падение величины спроса вызовет семикратное падение цены (думаю, что к этому пункту может появиться масса претензий, т.к. взаимосвязь не очевидна). 13,6 делим на 7,5 (среднее между различными данными о переподписке) и получается 1,8 копеек. Где там были акции ВТБ на минимуме до того как появились слухи о возможном выкупе и дивидендах, а также когда аналитики возопили о недооценке стоимости акции нашего супер-пупер Внешторгбанка? Вот такая вот получается мистика цифр.

Нечто подобное происходило и с акциями энергетических компаний: сначала был ажиотажный спрос со стороны инвесторов, подкрепленный заверениями, что оценка РАО ЕСЭ России по частям тянет на 50 рублей и более (что говорить, Анатолий Чубайс гениальный маркетолог), а когда стало понятно, что энергетика требует серьезных вложений и компании все равно отойдут мажоритарным акционерам, вплоть до делистинга и приватизации, спрос мигом испарился. Некоторое время цены держались на волне оферт мажоритариев, но после уже ничего не могло сдержать котировки ОГК и ТГК от обвального падения.

Возвращаясь к IPO: для реальных инвесторов (а все должны понимать, что «инвестор», покупающий ценные бумаги на фондовом рынке с перспективами а) их роста, б) в течение пары-тройки лет, никакого отношения к инвестированию не имеет) публичное размещение оказывается чуть ли не единственным шансом получить крупный пакет акций интересующей их компании. Можно конечно пытаться потом выкупать акции с рынка, но цена тогда будет мало отличаться от цены размещения в рамках IPO (вспомните поведение бумаг «Ростелекома», когда «КИТ Финанс» осуществлял их скупку) и не факт, что удастся в конечном итоге собрать требуемый пакет. Честно говоря я не всегда понимаю интерес стратегических инвесторов, но он есть и с ним нельзя не считаться.

Напоследок: обычно говорят об удачном IPO, но я признаться не понимаю сути этого концепта. Удачное IPO для собственников – продать акции как можно дороже. Удачное IPO для инвесторов – купить акции дешевле и оперативно слить их на кратковременном скачке вверх после начала торгов на биржах. Удачное IPO для консультантов — комиссионные повыше да бонусы побольше. Видимо, удачное IPO – это некий компромисс волков и овец.

 

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях!


3 комментария

Ваш комментарий

Имя:

Текст:

Также в этой рубрике:







Подписка на СуперИнвестор.Ru:


                    


Популярное за неделю

Рецензии

Реклама