Биржевая аналитика: идиотская идея номер три – P/E
Опубликовано 13 июля 2009 в Ликбез
Tsch, автор блога Аналайзмен,
специально для СуперИнвестор.Ru
Вторым по популярности методом финансового анализа после DCF считается сравнительный метод или сравнительная оценка. Суть его сводится к следующему: надо найти две и более компаний, похожих друг на друга, выделить некие коэффициенты, отражающие эффективность их деятельности, а потом, сравнив эти самые коэффициенты, получить представление о том, какая из выбранных нами компаний имеет большие перспективы роста. Коэффициентов или мультипликаторов существует довольно много, но я бы хотел остановиться на трех из них: P/E, EPS и P/S. Рассмотрим сначала первый из них.
Итак, мультипликатор P/E (PE ratio) отражает отношение рыночной капитализации компании к размеру ее годовой прибыли. Чем меньше этот коэффициент по отношению к среднему, тем более недооцененной считается компания по сравнению с аналогами. Если коэффициент большой, то компания считается переоцененной, поскольку рыночная стоимость единицы прибыли компании очень высока.
Пример: если компания стоит (имеет рыночную капитализацию) 150 единиц, а прибыли приносит 10 единиц в год, то её коэффициент P/E равен 150/10=15. Это значит, что за каждый доллар прибыли компании инвестор платит сейчас 15 долларов. Другая компания стоит 100 единиц, но прибыли даёт те же 10 единиц в год. То есть её коэффициент P/E равен 100/10=10. Значит, инвестор на каждый годовой доллар прибыли потратит только 10 долларов. Казалось бы, всё просто и понятно.
Основная претензия к этому мультипликатору заключается в следующем: чистая прибыль является крайне ненадежным показателем в силу возможного преднамеренного или случайного искажения данных отчетности. Согласитесь, в зависимости от обстоятельств, хороший бухгалтер может нарисовать прибыль или убыток. Есть также такое понятие как бумажные прибыли/убытки, которые ничего не дают компании в плане улучшения работоспособности, но на динамику всех показателей влияют. В ряде случаев значения коэффициента P/E могут быть отрицательными, тогда совсем непонятно, что делать с бумагами компании: бежать от них как от огня или брать на все, ведь они «очень недооценены» рынком.
Главная проблема сравнительного метода, использующего этот мультипликатор — поиск подходящих аналогов для сравнения. Тут как раз ситуация и запутывается, т.к. очень сложно подобрать аналоги, а поэтому наблюдается полнейший разнобой мнений.
Во-первых, бывают «компании роста» (молодая и/или развивающаяся компания) — и «компании дохода» (как правило монстры, достигшие всего). Во-вторых, бывают разные рынки: развитые и развивающиеся, компании которых по большому счету нельзя сравнивать. Я уж не говорю про национальные особенности. Так, у Ричарда Бренсона можно найти пару интересных размышлений по поводу японских компаний: у них все коэффициенты получаются завышенными из-за особенностей учета и продолжительности расчетных периодов. В-третьих, оценка относительной перекупленности или перепроданности сама по себе получается очень относительной. Если чуть-чуть поиграться со списком сравниваемых компаний, можно получить очень и очень разные результаты. И ведь нельзя будет обвинить в подтасовке фактов. В общем, темное это дело получается, сравнительный анализ.
В качестве примера привожу украденную у Банка Москвы сравнительную табличку и попытаюсь ее чуть-чуть проанализировать. Аналитики банка собрали в таблицу множество более-менее важных и заметных банковских институций со всего мира. Сразу же бросается в глаза отмеченная еще Бренсоном перекупленность японских банков (1). По идее их надо продавать, но это их нормальное состояние. Буквы N/A скорее всего означают отрицательное значение коэффициента P/E (2).
Невооруженным взглядом видно, как сильно разбросаны значения мультипликатора — фактически мы сравниваем разные компании, с разными бизнес-моделями, из разных регионов.
Среднее медианное значение по компаниям-аналогам составляет 11,7 (3). Сравним с ним показатели Сбербанка и ВТБ. «Ой, мама, мамочка», - как говорил Пятачок. Да у нас получается просто два разных банка: «европейский» Сбербанк (4), расположившийся вблизи средней, и «японский» ВТБ (5). Вот и думайте, что делать с полученными результатами. Видимо, потенциал падения акций ВТБ составляет 70%, не меньше, и его следует активно продавать (аналитики Банка Москвы так далеко зайти не решились и выставили целевую цену, посчитанную методом DCF – тоже тот еще инструмент каменщика от экономики — на уровне 3,2 копеек за акцию).
Действенность и адекватность такого сравнения каждый определяет самостоятельно, но лично я бы основывать на сравнительном анализе свои инвестиции побоялся.
 
Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях!
7 комментариев
Ответ на комментарий Mikhail
Также в этой рубрике:
- Экономическая эра бурного роста в Китае подходит к концу?
- Ликбез: как устроен фондовый рынок
- Как переучить свой мозг инвестора?
- Как формируется стоимость нефти?
- Кто станет следующей Грецией?
- Три валюты, которым выгодны низкие цены на нефть
- Европа ощутила на себе российские санкции
- Доллар vs золото: во что вложиться?
- Как вирус Эбола влияет на экономику и инвестиции
- Почему инвесторам нужно присмотреться к Африке
Так, у Ричарда Бренсона можно найти пару интересных размышлений по поводу японских компаний: у них все коэффициенты получаются завышенными из-за особенностей учета и продолжительности расчетных периодов.
Каким образом относительный показатель может зависеть от продолжительности расчетного периода?
Время возникло в контексте DCF – забыл уточнить просто. А вот уже из этого самого DCF вытекают желания и возможности инвесторов покупать акции тех или иных компаний, что в свою очередь ведет к завышенному P.
Артем,
когда я проходил анализ акций нас учили, что DCF – плохой метод и что нужно исполсовать Residual income approach. Но по-моему оба метода ущербны :) .
Я конечно не Артем… )))
Я гляжу мир помаленьку меняется к лучшему, но к данному моменту куда не кинься, всюду DCF. Но это не так страшно – умеючи и он будет работать. А есть люди, которые всерьез пытаются определять стоимость компаний сравнительным методом, причем часто в обратную сторону – вот это, я вам скажу, полная Ж. Про доходный подход я еще буду писать когда-нибудь.
методы анализа применимыми.. ущербны они только при поверхностном подходе… нужно понимать их природу..
методы анализа применимыми.. ущербны они только при поверхностном подходе… нужно понимать их природу..