Porsche надорвался. Как не повторить его судьбу

Опубликовано 27 июля 2009 в Ликбез, События 

porsche

История вокруг Porsche и Volkswagen заканчивается неожиданным образом. Хотя эти события крайне далеки от россиян вообще и частных инвесторов в частности, из них можно извлечь очень полезные и важные уроки для своей инвестиционной деятельности.

Компания Porsche совершила одну из самых неприятных, но традиционных ошибок инвесторов: приняла на себя намного больший риск, чем могла себе позволить. Давайте вспомним историю, которая привела к краху совсем недавно прекрасной компании, и выясним, что не надо делать, если мы не хотим повторить крах Porsche.



Семья

Porsche и Volkswagen — дети одной семьи. Обе компании контролируются потомками Фердинанда Порше — семьями Порше и Пиех (немецкое написание и произношение обеих фамилий довольно сложное и неоднозначное, я использую вариант, которого придерживается издание Deutsche Welle в публикациях на русском языке). Слияние семейного бизнеса — давняя идея и мечта ветвей многочисленных потомков знаменитого немецкого инженера и менеджера. Но реализовать эту мечту мешали слишком разные интересы владельцев.

Делить власть «поровну» в объединённой компании никто не хотел. Volkswagen — огромный концерн, намного больше Porsche, и отдавать существенную долю в нём в обмен на относительно небольшой бизнес Porsche семья Пиех не хотела. Зато Porsche работает с намного более высокой прибыльностью и намного меньше зависит от государства и профсоюзов. Поэтому семья Порше (и топ-менеджеры компании) не желали переходить в подчинение гиганту.

Патовая ситуация начала разрешаться два года назад. Porsche, получавший большую прибыль и пользовавшийся благосклонностью банков, начал скупать акции Volkswagen на свои и заёмные деньги. Кредиты, как мы знаем, в то время были крайне дешёвыми и доступными, поэтому их обслуживание обходилось Porsche не слишком дорого.

В конечном итоге, маленькая компания Porsche скупила контрольный пакет гиганта Volkswagen и получила право на выкуп ещё 24-25% его акций. В ходе этой скупки Volkswagen на короткое время стал самой дорогой компанией мира, а хедж-фонды, игравшие на понижение его акций, потеряли огромные деньги. «Бумажная» прибыль Porsche от этих операций составляла миллиарды евро, но реализоваться она могла только при одном условии: банки должны были постоянно продлевать кредитование до того момента, когда компания доберётся до счетов Volkswagen, где лежат свободные несколько миллиардов евро. Тогда Porsche мог бы рассчитаться с основными долгами за счёт денег поглощённого гиганта, а остальное отдать постепенно, за несколько лет, из текущей прибыли.

Крах

По предварительным прикидкам, Porsche задолжал банкам порядка 9-10 млрд евро. Однако, как выяснилось несколько дней назад, на самом деле долг вырос до 14 млрд евро. И всё бы ничего, но банки отказались продлевать кредиты, а существенную часть этих денег надо было выплачивать быстро. Буквально в начале августа концерн Porsche должен был бы стать банкротом.

Люди из Porsche пытались найти выход: они вели переговоры с катарскими инвесторами о продаже большого пакета акций компании, что позволило бы погасить большую часть долгов. Но спасти ситуацию не удалось. В конце прошлой недели стало известно, что топ-менеджеры Porsche, придумавшие всю эту схему, ушли в отставку, а компания скоро будет поглощена Volkswagen'ом.

Конец Porsche печален: из независимой, очень гордой и прибыльной компании, производящей супер-продукцию, она станет лишь одной из десяти торговых марок концерна Volkswagen. А если учесть, что «народный автомобиль» владеет ещё и такими престижными марками, как Lamborghini, Bentley и Bugatti, то будущее Porsche представляется не очень светлым.

Выводы

Итак, если посмотреть на историю со стороны, то мы видим классический вариант переоценки инвестором собственных возможностей на фоне излишне оптимистичных ожиданий по отношению к окружающей среде. Проще говоря, менеджеры Porsche рассчитывали на то, что кредит будет дёшев ещё долго, а сами они настолько гениальны, что могут провернуть поглощение намного большей по размеру и намного более устойчивой компании.

Урок, который можно извлечь из этой печальной истории, заключается в следующем:

1) Никогда нельзя рассчитывать на то, что хорошие внешние условия сохранятся достаточно долго. Всё может обрушиться в любой момент и на этот случай надо иметь «план Б» - тщательно проработанный и подготовленный план выхода из сделки с наименьшими потерями. А лучше ещё и «план В» на случай очень больших внешних проблем.

2) Не надо путать растущий тренд с собственной гениальностью. Если вам повезло раз-другой, когда вы удачно попали «в волну» роста, то это не говорит о том, что и дальше вы будете столь же удачливы и прозорливы. Благодарите судьбу за лишнюю прибыль и готовьтесь, что всё изменится.

3) Не берите кредит. А если всё-таки не можете удержаться, то берите столько, сколько точно можете отдать в момент окончания его действия, не рассчитывая на прологацию. И старайтесь брать кредит (если уж очень надо) на максимально возможный срок. Это увеличит суммарные выплаты, но уменьшит текущие риски. Но лучше — не берите.

 

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях!


24 комментария

  • ну порше был и останется – немцы не захотят собственными руками “убить” такой бренд.

    • да, наверняка. вопрос только в его роли в концерне.

      • И роль останется такой же – у Фольсквагена только Ламборгини работает в той же нише, что Порше, но её продукция ощутимо дороже.
        Так что нет никакого резона душить Порше во имя возвышения других фольксвагеновских марок, к тому же, Порше очень прибыльна. В общем, золотая курица :)

  • Прикольно получилось. По сути, пирамиду они обратную построили, а результат у них всегда один ;))

  • 27 июля 2009http://shlahcic.livejournal.com/ пишет:

    Зато какие страсти были и побочные события!! Особенно припоминается история с немецким милилиардером, который в итоге лег на рельсы…

  • очень поучительная
    и статья и история
    спасибо

  • 27 июля 2009futureplan.ru пишет:

    Путь мои личные финансы не сравнимы с Порше или Фольксваген, но получилось очень похоже.

    В июле прошлого года я взял машину в кредит на полтора года в долларах. А доллар возьми в сентябре, да и подорожай… К зиме выплаты составляли 2/3 моего дохода, спасли только чудом собранные деньги на частичное досрочное погашение, которое уменьшило ежемесячные платежи.

    • Хотя я все равно не думаю, что можно предусмотреть все варианты будущего.
      Пессимисты не побеждают. Побеждают везучие оптимисты.

  • Вывод из этой истории такой: не надо играть с шерифом краплёными картами. Выиграть-то вы, может, и выиграете, да выигрыш свой получите сапогом под зад – в самом благоприятном для вас случае.

    Судьба Порше непонятна. С одной стороны, эти машины – практически прямые конкуренты некоторым моделям концерна, не только Ламборджини, но и, скажем, Ауди. С другой стороны, уничтожать откровенно нишевый и культовый бренд – сумасшествие.

    Думаю, они оставят и бренд, и модели, но начнут активно заменять дорогие компоненты Порше своими массовыми и более дешёвыми компонентами. Они это очень любят и, главное, умеют.

    • 27 июля 2009гость пишет:

      побойтесь бога – какие-такие конкуренты ауди и порше?
      вы хоть раз сидели что в ауди, что в порше что имеете я бы сказал наглость ставить их на одну ступень? :)

    • Ламборгини – марка на любителей. Недаром самое большое кол-во оных наблюдается во Флориде.

      Порше – марка для ценителей. Вряд ли от замены дорогих компонент прибыльность увеличится настолько, что сможет компенсировать уход старых лояльных клиентов, который непременно будет происходить.

      Но нам остается только наблюдать со стороны.

  • 28 июля 2009Константин пишет:

    Сам работаю непосредственно у официального диллера Porsche (порше центр москва). Должен сказать гайки ощутимо сильно porsche закрутило еще в сентябре 2008 года. И в данной ситуации сейчас не сильно ощущается изменение. Топ манагеров меняют и поголовно. Сейчас ожидаем нового руководителя представительства Porsche в России.
    По специфике, я занимаюсь всем, что связано с послепродажным обслуживанием в сфере запчастей, ремонта, гарантии и гудвиллов. Должен сказать, что порше как делался с кузовом от вольксвагена так и делается. Львиная доля делается именно на базе запчастей от ауди или волькс. А если разобрать двигатель, то на 90% запчасей будут VAG-овские номера. У нас клиенты приезжают, меняют лобовые стекла, пороги от Туарега. (что уж тут говорить). Да по подвеске конечно отличается, хотя опять таки из тех же запчастей, что и волькс. Весомо отличаются скажем “таблетки” (спорткары) до 2000 года.

    Исходя из этого, в проше менять ничего не будут. Разве что появятся “гибриды” (ауди-волькс-порш).

    Сегодня привезли Panamer’y и судя по новому модельному ряду, теперь и в бизнес классе не будет конкурентов у порше.

    p.s.: Мы обычные люди, а они воюют семьями за бизнес и воюют давно =) А это – всего-лишь смена власти.

    • 28 июля 2009Владимир пишет:

      Да, кстати, весьма толковое замечание про детали сборки. Еще один аргумент в пользу того, что “печальный конец Порше” откладывается.

      Хотя согласен, журналистам для красивых заголовков такая интерпретация событий как раз в кассу.

    • Не стоит забывать, что Porsche это не только кайен.
      Да, по комплектухе у Порше с 60х годов очень много общего с VW. Но ведь вкладыши, шатуны и прочее – вполне себе обыкновенные запчасти. Необыкновенной машину делает коллектив конструкторов, инженеров, дизайнеров, сборщиков – всех тех, кто собирает эти простые детали в нужном и четко выверенном порядке.
      А кайен с порогами от туарега – это ж отлично! Это значит, что пороги от туарега не так уж и плохи.=)

      • 29 июля 2009Константин пишет:

        Не стоит забывать, что именно Пиех превнес спортивность и мощность моделям марки Ауди, после того как ушел из Porsche. Поэтому говорить о поглощении кампании, как о “реквиеме” по марке мне кажется не целесообразно. Еще раз повторюсь – это была война двух семей, которые в 70ых не поделили бизнес. И сейчас это война закончена. Губить такой бизнес никто не будет. Мне кажется даже наоборот, это слияние сотрет относительные границы между концернами, и избавит их от принципов по которым они “конфликтовали”. Время покажет. Но факт остается фактом, Volkswagen сейчас явный лидер и идет на голову впереди всех авто-концернов.

  • 28 июля 2009Владимир пишет:

    Не думаю, что конец Порше печален.

    Трудно сказать сколько здесь политики, а сколько экономики. Тот факт, например, что Порше не дают перекредитоваться – это скорее удачные связи Пиех и правительства Нижней Саксонии (20,10% акций) :)

    Ну и Видекинг (бывший CEO Porsche), поднявший Порше из аута в начале 90-х, не такой уж иванушка-дурачок, чтобы говорить о “классических ошибках инвестора”.

  • хорошо хоть в комментариях появился человек из порше центра и раскрыл глаза, а то тут некоторые про “суперавто” стали говорить и “с ауди не сравнить”.
    Основное кредо порше – сделать подешевле – продать подороже. вот и получается, что объемы продаж у фольксвагена больше, зато прибыль выше у порше. Для сравнения – в прошлом году net profit margin у порше была 23%, а у вольксвагена – 4%.
    Ну а удел мажоров – переплачивать за бренд и рюшечки. на этом порш и держится. имхо.

    для конечного потребителя ничего не изменится, произошло слияние семейного бизнеса, как было, так и останется, разве что кризис внесет свои коррективы и порше выпустить какой-нить “бюджетный суперкар” :)

  • Жаль мне их, хорошие были автомобили

  • 28 июля 2009ROM пишет:

    Мда «Знал бы где упадешь соломку простелил»)))) может это диверсанты из Volkswagenа такую крутую комбинацию провели…….?

  • Какая разница, кто как называется? Порш, ВВ…
    Важно, кто теперь в совете директоров.

Ваш комментарий

Имя:

Текст:

Также в этой рубрике:







Подписка на СуперИнвестор.Ru:


                    


Популярное за неделю

Рецензии

Реклама

Покупайте новые запчасти Porsche в проверенном временем автомагазине. . изготовление рекламных роликов