
История вокруг Porsche и Volkswagen заканчивается неожиданным образом. Хотя эти события крайне далеки от россиян вообще и частных инвесторов в частности, из них можно извлечь очень полезные и важные уроки для своей инвестиционной деятельности.
Компания Porsche совершила одну из самых неприятных, но традиционных ошибок инвесторов: приняла на себя намного больший риск, чем могла себе позволить. Давайте вспомним историю, которая привела к краху совсем недавно прекрасной компании, и выясним, что не надо делать, если мы не хотим повторить крах Porsche.
Семья
Porsche и Volkswagen — дети одной семьи. Обе компании контролируются потомками Фердинанда Порше — семьями Порше и Пиех (немецкое написание и произношение обеих фамилий довольно сложное и неоднозначное, я использую вариант, которого придерживается издание Deutsche Welle в публикациях на русском языке). Слияние семейного бизнеса — давняя идея и мечта ветвей многочисленных потомков знаменитого немецкого инженера и менеджера. Но реализовать эту мечту мешали слишком разные интересы владельцев.
Делить власть «поровну» в объединённой компании никто не хотел. Volkswagen — огромный концерн, намного больше Porsche, и отдавать существенную долю в нём в обмен на относительно небольшой бизнес Porsche семья Пиех не хотела. Зато Porsche работает с намного более высокой прибыльностью и намного меньше зависит от государства и профсоюзов. Поэтому семья Порше (и топ-менеджеры компании) не желали переходить в подчинение гиганту.
Патовая ситуация начала разрешаться два года назад. Porsche, получавший большую прибыль и пользовавшийся благосклонностью банков, начал скупать акции Volkswagen на свои и заёмные деньги. Кредиты, как мы знаем, в то время были крайне дешёвыми и доступными, поэтому их обслуживание обходилось Porsche не слишком дорого.
В конечном итоге, маленькая компания Porsche скупила контрольный пакет гиганта Volkswagen и получила право на выкуп ещё 24-25% его акций. В ходе этой скупки Volkswagen на короткое время стал самой дорогой компанией мира, а хедж-фонды, игравшие на понижение его акций, потеряли огромные деньги. «Бумажная» прибыль Porsche от этих операций составляла миллиарды евро, но реализоваться она могла только при одном условии: банки должны были постоянно продлевать кредитование до того момента, когда компания доберётся до счетов Volkswagen, где лежат свободные несколько миллиардов евро. Тогда Porsche мог бы рассчитаться с основными долгами за счёт денег поглощённого гиганта, а остальное отдать постепенно, за несколько лет, из текущей прибыли.
Крах
По предварительным прикидкам, Porsche задолжал банкам порядка 9-10 млрд евро. Однако, как выяснилось несколько дней назад, на самом деле долг вырос до 14 млрд евро. И всё бы ничего, но банки отказались продлевать кредиты, а существенную часть этих денег надо было выплачивать быстро. Буквально в начале августа концерн Porsche должен был бы стать банкротом.
Люди из Porsche пытались найти выход: они вели переговоры с катарскими инвесторами о продаже большого пакета акций компании, что позволило бы погасить большую часть долгов. Но спасти ситуацию не удалось. В конце прошлой недели стало известно, что топ-менеджеры Porsche, придумавшие всю эту схему, ушли в отставку, а компания скоро будет поглощена Volkswagen'ом.
Конец Porsche печален: из независимой, очень гордой и прибыльной компании, производящей супер-продукцию, она станет лишь одной из десяти торговых марок концерна Volkswagen. А если учесть, что «народный автомобиль» владеет ещё и такими престижными марками, как Lamborghini, Bentley и Bugatti, то будущее Porsche представляется не очень светлым.
Выводы
Итак, если посмотреть на историю со стороны, то мы видим классический вариант переоценки инвестором собственных возможностей на фоне излишне оптимистичных ожиданий по отношению к окружающей среде. Проще говоря, менеджеры Porsche рассчитывали на то, что кредит будет дёшев ещё долго, а сами они настолько гениальны, что могут провернуть поглощение намного большей по размеру и намного более устойчивой компании.
Урок, который можно извлечь из этой печальной истории, заключается в следующем:
1) Никогда нельзя рассчитывать на то, что хорошие внешние условия сохранятся достаточно долго. Всё может обрушиться в любой момент и на этот случай надо иметь «план Б» - тщательно проработанный и подготовленный план выхода из сделки с наименьшими потерями. А лучше ещё и «план В» на случай очень больших внешних проблем.
2) Не надо путать растущий тренд с собственной гениальностью. Если вам повезло раз-другой, когда вы удачно попали «в волну» роста, то это не говорит о том, что и дальше вы будете столь же удачливы и прозорливы. Благодарите судьбу за лишнюю прибыль и готовьтесь, что всё изменится.
3) Не берите кредит. А если всё-таки не можете удержаться, то берите столько, сколько точно можете отдать в момент окончания его действия, не рассчитывая на прологацию. И старайтесь брать кредит (если уж очень надо) на максимально возможный срок. Это увеличит суммарные выплаты, но уменьшит текущие риски. Но лучше — не берите.
 
Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях!
24 комментария
Ответ на комментарий Aggtaa
Также в этой рубрике:
- Экономическая эра бурного роста в Китае подходит к концу?
- Ликбез: как устроен фондовый рынок
- Как переучить свой мозг инвестора?
- Как формируется стоимость нефти?
- Кто станет следующей Грецией?
- Три валюты, которым выгодны низкие цены на нефть
- Европа ощутила на себе российские санкции
- Доллар vs золото: во что вложиться?
- Как вирус Эбола влияет на экономику и инвестиции
- Почему инвесторам нужно присмотреться к Африке
ну порше был и останется – немцы не захотят собственными руками “убить” такой бренд.
да, наверняка. вопрос только в его роли в концерне.
И роль останется такой же – у Фольсквагена только Ламборгини работает в той же нише, что Порше, но её продукция ощутимо дороже.
Так что нет никакого резона душить Порше во имя возвышения других фольксвагеновских марок, к тому же, Порше очень прибыльна. В общем, золотая курица :)
ну и отлично ;)
Прикольно получилось. По сути, пирамиду они обратную построили, а результат у них всегда один ;))
Зато какие страсти были и побочные события!! Особенно припоминается история с немецким милилиардером, который в итоге лег на рельсы…
очень поучительная
и статья и история
спасибо
Путь мои личные финансы не сравнимы с Порше или Фольксваген, но получилось очень похоже.
В июле прошлого года я взял машину в кредит на полтора года в долларах. А доллар возьми в сентябре, да и подорожай… К зиме выплаты составляли 2/3 моего дохода, спасли только чудом собранные деньги на частичное досрочное погашение, которое уменьшило ежемесячные платежи.
Хотя я все равно не думаю, что можно предусмотреть все варианты будущего.
Пессимисты не побеждают. Побеждают везучие оптимисты.
Вывод из этой истории такой: не надо играть с шерифом краплёными картами. Выиграть-то вы, может, и выиграете, да выигрыш свой получите сапогом под зад – в самом благоприятном для вас случае.
Судьба Порше непонятна. С одной стороны, эти машины – практически прямые конкуренты некоторым моделям концерна, не только Ламборджини, но и, скажем, Ауди. С другой стороны, уничтожать откровенно нишевый и культовый бренд – сумасшествие.
Думаю, они оставят и бренд, и модели, но начнут активно заменять дорогие компоненты Порше своими массовыми и более дешёвыми компонентами. Они это очень любят и, главное, умеют.
побойтесь бога – какие-такие конкуренты ауди и порше?
вы хоть раз сидели что в ауди, что в порше что имеете я бы сказал наглость ставить их на одну ступень? :)
Ламборгини – марка на любителей. Недаром самое большое кол-во оных наблюдается во Флориде.
Порше – марка для ценителей. Вряд ли от замены дорогих компонент прибыльность увеличится настолько, что сможет компенсировать уход старых лояльных клиентов, который непременно будет происходить.
Но нам остается только наблюдать со стороны.
Сам работаю непосредственно у официального диллера Porsche (порше центр москва). Должен сказать гайки ощутимо сильно porsche закрутило еще в сентябре 2008 года. И в данной ситуации сейчас не сильно ощущается изменение. Топ манагеров меняют и поголовно. Сейчас ожидаем нового руководителя представительства Porsche в России.
По специфике, я занимаюсь всем, что связано с послепродажным обслуживанием в сфере запчастей, ремонта, гарантии и гудвиллов. Должен сказать, что порше как делался с кузовом от вольксвагена так и делается. Львиная доля делается именно на базе запчастей от ауди или волькс. А если разобрать двигатель, то на 90% запчасей будут VAG-овские номера. У нас клиенты приезжают, меняют лобовые стекла, пороги от Туарега. (что уж тут говорить). Да по подвеске конечно отличается, хотя опять таки из тех же запчастей, что и волькс. Весомо отличаются скажем “таблетки” (спорткары) до 2000 года.
Исходя из этого, в проше менять ничего не будут. Разве что появятся “гибриды” (ауди-волькс-порш).
Сегодня привезли Panamer’y и судя по новому модельному ряду, теперь и в бизнес классе не будет конкурентов у порше.
p.s.: Мы обычные люди, а они воюют семьями за бизнес и воюют давно =) А это – всего-лишь смена власти.
Да, кстати, весьма толковое замечание про детали сборки. Еще один аргумент в пользу того, что “печальный конец Порше” откладывается.
Хотя согласен, журналистам для красивых заголовков такая интерпретация событий как раз в кассу.
Не стоит забывать, что Porsche это не только кайен.
Да, по комплектухе у Порше с 60х годов очень много общего с VW. Но ведь вкладыши, шатуны и прочее – вполне себе обыкновенные запчасти. Необыкновенной машину делает коллектив конструкторов, инженеров, дизайнеров, сборщиков – всех тех, кто собирает эти простые детали в нужном и четко выверенном порядке.
А кайен с порогами от туарега – это ж отлично! Это значит, что пороги от туарега не так уж и плохи.=)
Не стоит забывать, что именно Пиех превнес спортивность и мощность моделям марки Ауди, после того как ушел из Porsche. Поэтому говорить о поглощении кампании, как о “реквиеме” по марке мне кажется не целесообразно. Еще раз повторюсь – это была война двух семей, которые в 70ых не поделили бизнес. И сейчас это война закончена. Губить такой бизнес никто не будет. Мне кажется даже наоборот, это слияние сотрет относительные границы между концернами, и избавит их от принципов по которым они “конфликтовали”. Время покажет. Но факт остается фактом, Volkswagen сейчас явный лидер и идет на голову впереди всех авто-концернов.
Не думаю, что конец Порше печален.
Трудно сказать сколько здесь политики, а сколько экономики. Тот факт, например, что Порше не дают перекредитоваться – это скорее удачные связи Пиех и правительства Нижней Саксонии (20,10% акций) :)
Ну и Видекинг (бывший CEO Porsche), поднявший Порше из аута в начале 90-х, не такой уж иванушка-дурачок, чтобы говорить о “классических ошибках инвестора”.
хорошо хоть в комментариях появился человек из порше центра и раскрыл глаза, а то тут некоторые про “суперавто” стали говорить и “с ауди не сравнить”.
Основное кредо порше – сделать подешевле – продать подороже. вот и получается, что объемы продаж у фольксвагена больше, зато прибыль выше у порше. Для сравнения – в прошлом году net profit margin у порше была 23%, а у вольксвагена – 4%.
Ну а удел мажоров – переплачивать за бренд и рюшечки. на этом порш и держится. имхо.
для конечного потребителя ничего не изменится, произошло слияние семейного бизнеса, как было, так и останется, разве что кризис внесет свои коррективы и порше выпустить какой-нить “бюджетный суперкар” :)
Основное кредо порше – это сделать хороший автомобиль. Из чего его сделали, вопрос второй.=) Уж точно не из говна.=)
Вы бы для начала на порше прокатились, а потом про переплату за бренд говорили. Теоретик.
Жаль мне их, хорошие были автомобили
Мда «Знал бы где упадешь соломку простелил»)))) может это диверсанты из Volkswagenа такую крутую комбинацию провели…….?
Какая разница, кто как называется? Порш, ВВ…
Важно, кто теперь в совете директоров.