Если в России фондовый рынок когда-нибудь станет действительно массовым, а компании, акции которых торгуются на биржах, — по-настоящему частными, выражение shareholder activist получит адекватный перевод на русский. Пока же у нас нет ни слова, ни явления. Тем интереснее посмотреть на то, как это работает «у них» и узнать, что в России всё-таки есть хотя бы один человек, которого можно так назвать. Скажу честно, я раньше не очень интересовался этим вопросом, но по ходу изучения темы понял, насколько это всё интересно. Надеюсь, вам тоже понравится. Текст получился большой, поэтому разбиваю его на три части.
В развитых странах выражение shareholder activist имеет два основных значения:
- акционер, активно выступающий за повышение социальной ответственности «своей» компании. Такие люди борются за рост экологичности производства, улучшение жизни рабочих, следят, чтобы компании не помогали недостаточно демократичным режимам и т.п. В общем, честно говоря, вредят бизнесу. Понять их логику может только сытый, большинство российских инвесторов будет готово задушить таких «активистов» собственными руками. Про них мы ничего говорить не будем.
- акционер, который считает, что менеджмент компании действует недостаточно эффективно, получает слишком высокие бонусы и вообще слишком много о себе думает в ущерб интересам инвесторов. Вот такие активисты намного интереснее.
В западных публичных компаниях топ-менеджмент в карман ворует редко и мало — не принято, да и опасно. Обычно управленцы просто выписывают себе за счёт компании разные привилегии — пользование частным самолётом, оплата аренды шикарных квартир, поездки по миру и т.п. Ну и, конечно, многомиллионные бонусы, о которых так много говорят в последние месяцы.
Известный интернет-ресурс Инвестопедия приводит такие «шалости», наиболее часто встречающиеся у топ-менеджмента крупнейших американских публичных компаний:
- рождественские вечеринки стоимостью миллионы долларов;
- излишне дорогие ужины для претендентов на работу (интервью в непринуждённой обстановке);
- множество корпоративных самолётов и вертолётов;
- непомерные расходы на обеды;
- полёты в самолётах первым классом;
- покупка дорогих подарков, не связанная с ведением бизнеса;
- неоправданные расходы на тренинги и курсы;
- покупка новейших компьютеров и программного обеспечения.
Формально, все эти блага прямо или косвенно (в рамках бюджета компании) утверждаются акционерами. Но реально, за счёт очень сильной раздробленности акций и человеческой лени, акционеры обычно голосуют за утверждение расходов не глядя. Пока компания приносит прибыль, акционеру по большому счёт всё равно, сколько корпоративных денег тратится на стрижку пуделя гендиректора или на полёт топ-менеджера в соседний город на бизнес-джете.
Но не все инвесторы так пассивны. Некоторые пользуются довольно широкими правами миноритариев, чтобы создать зажравшемуся менеджменту максимум неудобств. Главный метод влияния — выяснение подробностей подобных трат и предание их огласке через прессу. Такие акционеры выступают на собраниях, дают интервью, «сливают» журналистам смачные подробности из жизни управленцев. Иногда даже судятся. И постоянно требуют сокращения расходов компании и повышения ответственности менеджеров перед акционерами.
Вторая задача активистов — повысить выплаты акционерам в виде дивидендов или выкупа акций по привлекательной цене. Часто бывает, что компания заинтересована в том, чтобы удерживать прибыль в своём распоряжении и тратить её на развитие — покупки конкурентов, расширение бизнеса, дополнительную рекламу и т.п. Но многих акционеров это не устраивает, они считают, что компания должна в первую очередь платить высокие дивиденды. В том числе и потому, что расходование прибыли часто оказывается неэффективным — покупки совершаются слишком дорого.
В общем, инвест-активисты - это такие «санитары леса», следящие за тем, чтобы менеджеры компаний вели себя прилично по отношению к акционерам. Естественно, менеджеры их не любят, стараются мешать и не допускать к важной информации. Но на Западе права акционеров, даже самых «маленьких» защищены очень хорошо. Да и самих активистов довольно много, поэтому они могут постоять за себя. К тому же, среди них встречаются и весьма богатые и влиятельные люди.
 
Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях!
13 комментариев
Ответ на комментарий Алексеев Станислав
Также в этой рубрике:
- Экономическая эра бурного роста в Китае подходит к концу?
- Ликбез: как устроен фондовый рынок
- Как переучить свой мозг инвестора?
- Как формируется стоимость нефти?
- Кто станет следующей Грецией?
- Три валюты, которым выгодны низкие цены на нефть
- Европа ощутила на себе российские санкции
- Доллар vs золото: во что вложиться?
- Как вирус Эбола влияет на экономику и инвестиции
- Почему инвесторам нужно присмотреться к Африке
Навальный :-)
В третьей части ;)
А я сразу вспомнил Гордона Гекко из “Уолл Стрит” со своей знаменитой речью. )
эта?
Ага, именно. )
спасибо за подсказку, вставлю в третью часть текста.
Ссылка была удалена пользователем. Есть другая ссылка?
Теперь не пропадёт. Она есть и на русском, конечно, поищите сами на “жадность это хорошо”.
Точно – Навальный ))) у меня первая ассоциация прямо на третьей строке про “улучшению экологии бизнеса” ))) В моей понимании экология бизнеса это чистка от “дерьма” прилипшего.
Кстати жаль что Навальный так толком и не дожал ТрансНефть по их “благотворительности” равной цене приличного футбольного стадиона
да ну, их разве дожмёшь. если бы ещё суд был в России какой-никакой честный, то может быть. а так – без шансов.
Топ-менджменту на западе и воровать то особо нет необходимости.Достаточно охрененных бонусов и перечисленных выше “шалостей”.И в кризис не особенно то они урезали свои аппетиты.
про “достаточно” расскажите миллиардерам из Газпрома и контролирующей его бандитской группировки (= правительство РФ). им, похоже, такое слово не знакомо.
Кто бы спорил.Практикуется однако.Можно добавить и другие корпорации.Это к бедному крестьянину обращаются с просьбой затянуть пояски.Желательно на шее.