Информационная эффективность рынка

Опубликовано 18 мая 2010 в Ликбез 

Михаил Зорин, специально для СуперИнвестор.Ru

Вся информация на финансовом рынке распределена между его участниками, но они находятся в неравном информационном положении: одни знают то, чего не знают другие. Например, член совета директоров крупной фирмы знает намного больше о реальной ситуации с акциями данной компании, чем обычные акционеры, или сторонние трейдеры. И это имеет свою логику – если все инвесторы будут владеть одной и той же информацией, процесс купли-продажи ценных бумаг станет невозможным.

Одна из главных функций финансового рынка – информационная. Вся информация на рынке аккумулируется, а затем распределяется между его участниками. Таким образом, согласно теории эффективности рынка, в ценах на ценные бумаги отражается вся имеющаяся у кого бы то ни было информация. Другими словами, рынок является эффективным в отношении какой-либо информации, если она сразу и полностью отражается в цене актива. Дело в том, что в процессе своей эволюции рынок сформировал собственные алгоритмы оценки всего происходящего, в результате чего разносторонняя, отдельная, часто не связанная, информация перерабатывается и предстает перед нами в качестве истинной в виде сформированных цен.

Какие механизмы позволяют рынку производить такую оценку поступающей информации, какие процессы задействованы, в настоящий момент?



Формы гипотезы информационной эффективности

Не всякий финансовый рынок автоматически является информационно эффективным. Однако, чем рынок более развит, чем ближе он к «идеальному», тем больше шансов, что гипотеза информационной эффективности не будет отвергнута. Для проверки гипотезы эффективности для данного рынка обычно используются ряды цен.

Гипотеза эффективности имеет вид: "на рынке цена учитывает информацию". Чтобы точно определить, что такое «учитывает», приведем пример. При покупке вами автомобиля продавец не предупредил, что после ДТП машина ремонтировалась и красилась заново. Соответственно, при формировании цены, данная информация не учитывалась. Если данная информация станет известна, то сделка либо не состоится, либо цена автомобиля соответствующим образом скорректируется.

Их всего вышесказанного следует простой вывод: если рынок является информационно эффективным, то рыночная цена учитывает некоторую информацию, использование которой трейдером не приведет к получению дополнительной прибыли.

Есть три основных типа информации:

- историческая (история цен сделок, пришлые котировки, торговые объемы – вообще вся прошлая информация, касающаяся торговли активами);

- вся общедоступная (вся информация о политической структуре, экономическая статистика и прогнозы, сведения о прибыли и дивидендах корпораций — все, что можно почерпнуть в публично доступных источниках информации);

- приватная (кроме публично доступной, учтена и непубличная (инсайдерская) информация, имеющаяся, например, у менеджеров какой-нибудь компании относительно перспектив этой компании).

На основе этого выделяют 3 формы гипотезы об эффективности рынка:

1) Слабая форма гипотезы: Сформированная цена учитывает исторические данные.

2) Квази-сильная форма гипотезы (иногда встречается название «средняя форма»): Сформированная цена учитывает общедоступные сведения.

3) Сильная форма гипотезы: Сформированная цена учитывает всю информацию (в том числе приватную).

Информационная эффективность в слабой форме

Информационная эффективность в слабой форме означает, что цена на рынке учитывает все исторические данные о ценах и объемах торгов. Если рынок эффективен в этом смысле, то это означает, что при использовании трейдером стратегий, которые основываются на учете рыночной истории, не будут давать регулярного выигрыша.

Такая формулировка гипотезы информационной эффективности рынка обычно встречает резкие возражения адептов технического анализа. Они воспринимают слабую форму гипотезы, как попытку одним ударом перечеркнуть более 100 методов, основанных на анализе исторических рядов. Однако, здесь уместно провести аналогию с принципом отсутствия арбитража, который не привел к безработице среди арбитражеров. Арбитражи бывают не часто, но бывают и дают заработать. Более того, существование арбитражеров во многом обеспечивает работу принципа отсутствия арбитража.

Проводя аналогию с арбитражем мы можем сказать, основываясь на теории информационной эффективности, что успех той или иной торговой стратегии, разработанной при использовании технического анализа, всегда будет временным. Он основан на временной неэффективности конкретного рынка. А эффективность восстанавливается, в частности, за счет тех, кто ищет элементы неэффективности и пытается их использовать.

Информационная эффективность в квази-сильной форме

Информационная эффективность в квази-сильной форме включает в себя слабую — ведь рыночная информация общедоступна. Кроме того, учтена информация о производственно-финансовой деятельности компаний — эмитентов ценных бумаг и об общей политико-экономической обстановке. То есть учтена вся информация о политической структуре, экономическая статистика и прогнозы, сведения о прибыли и дивидендах корпораций — все, что можно почерпнуть в публично доступных источниках информации. Иными словами, все то, на чем основаны методы фундаментального анализа.

Квази-сильная форма гипотезы с энтузиазмом воспринимается техническими аналитиками. Их часто критикуют за то, что они мало учитывают специфику торгуемых финансовых инструментов. Некоторые из них призывают закрыть название и следить только за графиком. В заочной дискуссии с фундаментальным анализом технический анализ опирается на квази-сильную форму гипотезы, стараясь не вспоминать о слабой форме. На самом деле, квази-сильная форма гипотезы информационной эффективности рынка всего лишь утверждает, что использование общедоступной фундаментальной информации не может приносить стабильный выигрыш потому, что она уже учтена в ценах. Это не значит, конечно, что стратегия, основанная на методах фундаментального анализа, не может дать временный выигрыш.

Окончание следует

 

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях!


Один комментарий

  • 15 декабря 2010Erick Hartmann пишет:

    Блин, каких только бредовых теорий и гипотез эти долбанные западные квазиэкономисты не надумают, да еще за это нобелевку получают. А главное, никакого реального и материального вклада, направленного на улучшение благосостояния голодных и нищих! Лишь бы изощриться в надувательстве и спекулятивных операциях, чтобы побольше накачать себе в карман добро фраеров.

Ваш комментарий

Имя:

Текст:

Также в этой рубрике:







Подписка на СуперИнвестор.Ru:


                    


Популярное за неделю

Рецензии

Реклама