Не всякое золото защищает от падения рынка

Опубликовано 7 июня 2010 в Ликбез, Экономика 

Среди множества мифов, окружающих российский рынок, один из самых солидных, не вызывающих сомнения даже у многих профессионалов, это миф о защитных «золотых» акциях.

Имеются в виду бумаги золотодобывающих компаний - «Полюс золото», «Полиметалл», «Лензолото». Считается, что золото обычно движется «против рынка», потому что в периоды падения цен акций инвесторы используют его как «спасение» для своих капиталов. А акции золотодобывающих компаний, по этой логике, можно считать некоей легко доступной заменой фьючерсов на золото или, тем более, слитков драгоценного металла.

Чаще всего в качестве «защитного актива» в России называют бумаги «Полюса золота» - просто потому, что из перечисленных выше лишь они имеют хоть какую-то пристойную ликвидность. Попробуем разобраться — правда ли, что акции «Полюса» защищают инвесторов от потерь на волатильном или медвежьем рынке?



В предыдущей фразе мы, фактически, дали короткое определение понятию «защитная акция». Строгой дефиниции этого термина нет, каждый инвестор, в общем-то, может понимать его по-своему. Но в любом случае, минимальная «функция» защитной бумаги заключается в в том, что она должна двигаться «против рынка» во время падения котировок «обычных» акций. Различия же в понимании «защитности» могут касаться того, должна ли бумага обязательно расти в цене во время падения индекса (чтобы компенсировать часть потерь в инвестиционном портфеле) или ей достаточно как минимум оставаться на месте. Ситуацию «падает с рынком, но не так быстро», пожалуй, рассматривать всё же не стоит — под это определение могут попасть, например, многие «забытые» бумаги с низкой ликвидностью.

Проанализируем ежедневные данные по ценам акций «Полюса» и индексу ММВБ на закрытие торгов за последний год — с 1 июня 2009 года по 31 мая 2010 года.

Источник: ТИКР.РУ

Итак, всего за это время на ММВБ было 249 торговых дней. Из них 119 дней индекс показывал отрицательный результат. Чтобы отсечь мелкие незначительные движения, предположим, что акции «Полюса» должны спасать инвестора в случае падения индекса более чем на 0,5%. Таких дней было ровно 90. Выделим их как базу для нашего исследования. Сколько же раз за это время акции «Полюса золото» показывали неотрицательную доходность? Оказывается, что всего 24 дня. В остальные 66 «плохих» дней «Полюс» падал вместе с рынком, что, мягко говоря, не очень похоже на спасение.

И всё же, можем ли мы сказать хоть что-то в пользу версии о защитном характере акций «Полюса золото»? Порадую сторонников этого мифа: пара вещей в их поддержку есть.

Во-первых, если взять все 90 «дней падения» ММВБ, то среднее снижение индекса составило 2,21% в день. Наши же «подопытные» акции в среднем дешевели несколько слабее — всего на 1,58% в день. При этом 57 дней из 90 «Полюс» торговался «лучше рынка». Возможно, это утешит некоторых инвесторов, но всё-таки, такой показатель не очень похож на понятие «защита» и «движение против медвежьего рынка».

Во-вторых, ближе к текущим дням степень «защитности» бумаг «Полюса» немного выросла. За последние 26 «плохих» дней акции спасали своих поклонников 15 раз, причём шесть таких спасений наблюдалось в мае. Впрочем, говорить о тенденции к повышению защитной роли бумаг «Полюса» всё-таки рано — статданных явно недостаточно. Кроме того, в мае устойчивость бумаг можно объяснить разовым событием — сообщением о повышении их веса в индексе FTSE Gold, что вызвало их покупку индексными фондами и инвесторами, ориентирующимися на этот индекс. Если же исключить из рассмотрения новостной фактор, то, боюсь, «защитные» показатели «Полюса» окажутся хуже.

Подведём итог. Если инвестор хочет найти бумагу, которую можно использовать в качестве своего рода «страховки» на случай падения рынка, то акции «Полюса золото» на эту роль не подходят. Большую часть времени они падают вместе с рынком, хоть в среднем и не так сильно, как рынок. Поэтому если уж инвестор очень хочет спасаться от падения котировок акций в золоте, но не хочет выходить на рынок фьючерсов или физического металла, то ему стоит обратить внимание на «золотые» ETF, торгующиеся на западных биржах.

 

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях!


5 комментариев

  • Интересно, что на роль “защитной акции” не подходят на этот раз практически никакие акции золотодобытчиков, так как все они изрядно “отстают” от рынка ETF. В пятницу как раз была заметка по этому поводу в 24/7 Wall St.:
    http://247wallst.com/2010/06/04/gold-rush-yet-many-poor-miners-gld-gdx-gdxj-grz-drooy-rtp-kgc-auy/

    • Спасибо, это интересно.

      The two mining ETFs are actually performing better than any of the individual stocks in their holdings. That is not easy to explain other than to say that investors’ expectations may be higher than the mining companies ability to perform. Adding weight for the price of gold keeps these ETFs higher than expected.

      Это жесть, конечно. Они ж на арбитраже должны схлопнуть спред мгновенно?

  • Тут есть пища пытливому уму, да? Включая вопрос о том, не маловато ли физического золота намыто под контракты. Как ни крути, а спокойнее ETFS сегодня ничего нет. Вот, кстати, совсем свеженькое интервью: http://www.thestreet.com/story/10774270/1/price-manipulation-in-gold-and-silver.html

  • 8 июня 2010Страховщик пишет:

    Развенчан еще один из биржевых мифов))

  • Вообще то этот миф изначально родился из-за того то уел “золотых компаний” рыть металл. Но вся проблема в том что если брать металл как хедж или страховку и бумагу то на них а точнее на их цену влияют разные факторы. Бумага территориально привязана к стране и зависит от ее экономики.А сам металл который используют как источник заработка в плохое время он зависит от мировых цен на него. Но так как многие этого не понимают так вот и появляются убеждения о том что все что золото или связано с ним то блести. А ведь бумага просто возле золота лежала=)и если рынок валится то она уйдет вместе с ним.

Ваш комментарий

Имя:

Текст:

Также в этой рубрике:







Подписка на СуперИнвестор.Ru:


                    


Популярное за неделю

Рецензии

Реклама