Как именно Баффет заработал на Чемпионате мира по футболу

Опубликовано 29 июня 2010 в Ликбез, Экономика 

История о том, как Уоррен Баффет умудрился заработать даже на чемпионате по чуждому любому нормальному американцу соккеру, довольно широко освещалась в иностранной и российской прессе. Однако, далеко не во всех изданиях журналисты толково объяснили, в чём, собственно, там было дело. Попробуем исправить эту ошибку и заодно показать, как современный бизнес использует весьма экзотичные возможности для улучшения своей работы.

В большинстве публикаций говорится о том, что «Баффет выиграл пари», поставив на то, что сборная Франции не победит в чемпионате мира по футболу. Франция, как известно, с позором вылетела из турнира. Как уточняют издания, одно из подразделений компании Berkshire Hathaway продало неизвестному покупателю страховку от победы Франции, а раз команда покинула чемпионат, то страховку выплачивать не придётся. Это уже ближе к реальности, чем «выигрыш пари».

Тем не менее, из данных публикаций остаётся не совсем понятным, кому могла понадобиться такая страховка. Попробуем разобраться, как это всё работает.



Итак, если собрать все заявления самого Баффета и публикации прессы, то картина выглядит следующим образом. Некий неназываемый европейский клиент обратился к Аджиту Джейну — главе перестраховочного подразделения корпорации Баффета.

Перестраховка (reinsurance) – это своего рода «страховка для страховых компаний». Проще говоря, подразделение Джейна принимает на себя часть рисков обычных страховых компаний — естественно, за вознаграждение. По сути, это такой «оптовик» на страховом рынке: если обычные страховые компании работают со многими тысячами и даже миллионами клиентов, принимая на себя их риски, то перестраховочная компания гарантирует риски самих страховщиков. При этом подразделение Аджита Джейна, состоящее всего лишь из 30 человек, занимается особо крупными сделками. Некоторые из таких единичных контрактов приносят миллиарды долларов страховой премии.

Одна из сфер ответственности Джейна, помимо перестраховочного бизнеса, - заключение крупных необычных сделок. Как говорит сам Баффет в годовом отчёте компании за 2009 г., «По всему миру он известен как человек, которому звонят, когда надо заключить большую или необычную сделку по страхованию».

Поэтому неудивительно, что загадочный европеец (или, скорее, европейская компания) обратился с предложением продать страховку от победы сборной Франции именно к Аджиту Джейну. Но зачем это может быть нужно?

Страхуются обычно от возможного убытка. То есть клиент в данном случае опасался крупных денежных потерь в случае победы сборной Франции на чемпионате мира. Объём этих потерь скорее всего равен (или близок к) страховой сумме. Баффет ещё в марте называл эту сумму — 30 млн долларов.

Кто может потерять деньги из-за победы команды в чемпионате? Первый очевидный ответ — букмекеры, принимающие ставки на результат турнира. Но в данном случае это вряд ли были они: обычно ставки в букмекерских конторах хорошо сбалансированы, и проигрыш по одной из них компенсируется выигрышем по другим (по которым проигрывают клиенты). И непонятно, почему объектом страхования стал только один результат.

Намного более вероятным представляется другой вариант. Чемпионат мира по футболу опосредованно используется многими компаниями для своих рекламных акций. Как пишет Bloomberg в той же заметке про сделку, крупнейшая европейская торговая сеть Carrefour пообещала, что в случае победы Франции вернёт все деньги покупателям нескольких моделей плоских телевизоров с диагональю 90 см. Цена этих телевизоров — от 500 до 900 евро. Если Франция прошла бы в финал, но не выиграла, покупатели получили бы половину стоимости телевизоров, за полуфинал - 25%.

Можно, конечно, начать такую акцию, а потом молиться, чтобы Франция проиграла. Но проще застраховаться от нежелательного исхода, потеряв сколько-то денег, но получив гарантию, что не будет потеряна выручка от продаж тысяч телевизоров.

Сколько должен был бы заплатить ритейлер за страховку? В начале года букмекеры оценивали вероятность победы Франции примерно в 10% (да, были времена). Вероятность же выхода в полуфинал была ещё выше. Вполне возможно, что и ставка страховки оказалась примерно на этом уровне, т.е. порядка 3 млн долларов. Учитывая уникальность сделки, сумма могла довольно сильно отличаться от этой величины в любую сторону, но порядок, тем не менее, такой.

Впрочем, эти рассуждения носят исключительно условный характер и взяты для примера. Дело в том, что рекламная акция Carrefour проходила с 7 по 29 мая, а страховка была куплена в начале года. Хотя есть шанс, что умные французы уже тогда готовились к пред-чемпионатной рекламе.

В любом случае, кем бы ни был загадочный покупатель страховки, он знал, что и зачем делал. А компания Баффета заработала на этой сделке сумму с шестью нулями в долларах. Для Баффета это, конечно, мелочь, но всё равно, наверное, приятно. Да и очередное подтверждение провидческих способностей сотрудников Berkshire Hathaway тоже дорогого стоит.

Если хотите больше узнать о Баффете и его бизнесе, почитайте книги - как самого инвестора, так и о нём и его принципах инвестирования.

 

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях!


Один комментарий

  • 2 июля 2010Veniamin пишет:

    Интересно посмотреть дальше – а как страхует свой риск сам Аджит Джейн?
    Он берет 3 млн и гарантирует выплату 30 млн при наступлении страхового случая – победы Франции.
    Так как такой исход все же вероятен,то серьезный финансист не может его не учитывать.
    Какие действия можно предпринять?
    Ничего в голову не приходит.
    Вообще,какая-то мутная история.
    На мой взгляд-что-то вроде анекдота.

Ваш комментарий

Имя:

Текст:

Также в этой рубрике:







Подписка на СуперИнвестор.Ru:


                    


Популярное за неделю

Рецензии

Реклама