На кого ставить в автопроме?

Опубликовано 2 июля 2010 в Портфель 

Слабая получилась неделя — рынки как-то истерично и нелогично падали. Причём делали это в конце месяца, квартала и полугодия, когда инвесткомпаниям и банкам, по идее, наоборот надо поддерживать котировки бумаг, чтобы красиво завершить отчётный период. Для нас же окончание одного месяца и начало другого — время внесения в виртуальный среднесрочный инвестиционный портфель очередных 50 тыс. рублей и покупки на них бумаг.

Подробности проведённых утром 1 июля сделок можно посмотреть на специальной странице на сайте Fincake.ru, с помощью которого я веду учёт инвестиций в этом портфеле. Здесь же скажу лишь, что новых бумаг не покупалось, а была произведена традиционная ребалансировка — покупка тех акций, доля которых в портфеле ниже других. Деньги были вложены в бумаги Системы-Галс, Северстали, Норильского никеля и Распадской. На этот раз повезло: акции были куплены почти на локальном минимуме, как раз в тот момент, когда на рынке произошла большая распродажа. Но и не повезло: цены покупок оказались не самыми низкими в течение этого дня. Поэтому на 2 июля после падения и роста цен доходность покупок «вышла в ноль». Это не так уж важно, так как горизонт инвестирования в данном портфеле явно не один день и не один месяц. А ожидаемая доходность инвестиций — не те 1-3%, на которые цена бумаг растёт или падает за день.

В последнее время я активно присматриваюсь к одной бумаге, которая имеет шанс стать очень интересной для инвесторов. Это акции компании Соллерс. Может быть, есть смысл добавить их в наш портфель. Вопрос только в сроках — то, что бумага имеет хороший потенциал роста, понятно, но непонятно, когда он (рост) начнётся. Посмотрим внимательнее.



Для меня эта компания не совсем «чужая»: ей принадлежит автозавод УАЗ в Ульяновске, где я прожил 10 лет. Кроме уазиков Соллерс собирает и продаёт машины марок Fiat, Ssang Yong и Isuzu, а также автодвигатели для себя и ГАЗа. Основной владелец — Вадим Швецов, бывший топ-менеджер компании Северсталь Авто, который в своё время выкупил этот бизнес у Мордашова. Но при этом 40% акций компании обращается на биржах, что не очень типично для российского бизнеса.

На фоне догнивающего ВАЗа, непонятного ГАЗа и полукустарных местных сборщиков иностранных машин Соллерс очевидно выделяется эффективностью, темпами роста и какой-то общей «правильностью», по крайней мере, если смотреть со стороны. Не хочу перехваливать компанию, так как не знаком с подробностями её внутренней жизни (а для молодых и не очень известных компаний это важно), но пока я нашёл только один заметный недостаток. Это довольно бедный на информацию корпоративный сайт Соллерса, больше напоминающий рекламный буклет. Хотя отчётность и прочая обязательная информация для акционеров там есть.

В последнее время несколько инвестдомов выпустили исследования по поводу Соллерса, все — весьма положительные. Впрочем, найти ругательные исследования какой-либо бумаги вообще довольно сложно. С другой стороны, многие исследователи отмечают зависимость Соллерса от партнёров и небольшого числа заказчиков. Скажем, производство автодвигателей жёстко привязано к спросу со стороны ГАЗа. Если с ним что-то случится, то пострадает и Соллерс. А УАЗ сильно зависит от госзакупок. Но Швецов всё это явно понимает и активно развивает сборочное производство в партнёрстве с Фиатом, намереваясь выйти на продажи полмиллиона машин в год — а это сопоставимо с продажами ВАЗа при намного более высокой эффективности.

Но есть опасный соперник — сборочные производства иностранных компаний на территории России. А Фиат в этой борьбе, в общем-то, не очень сильный помощник.

Ставка на Соллерс — это ставка на восстановление российского авторынка после кризиса. Людям нужны машины, и когда потребители почувствуют уверенность в завтрашнем дне, они реализуют свой отложенный спрос на автомобили. И вот тут начнётся самое интересное — жёсткая борьба за покупателя между старыми «мастодонтами», новыми российскими заводами иностранных брендов и новыми российскими производителями. Кто победит — большой вопрос.

В общем, интересная, но довольно сложная для анализа компания, надо будет приглядеться к ней более пристально.

 

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях!


9 комментариев

  • 2 июля 2010Станислав пишет:

    Есть у меня Соллерс в портфеле. Но купил я его по дурости, тоже прогнозов начитался.Пока в минусах сижу, жду пока подрастет продам. Если в среднесрочный портфель я бы не стал, а вот в долгосрочный можно.

  • 2 июля 2010ratmister пишет:

    Поскольку со “спросом на автодвигатели со стороны ГАЗа” уже “что-то” случилось, ЗМЗ просто превратился из самостоятельного ресурса в элемент производственной цепочки УАЗа.

    • О, я тебя ждал в каментах ;)

      Это означает очень низкую загрузку ЗМЗ (25%, да?). Что не есть хорошо.

      Что ты сам думаешь о перспективах Соллерса?

      • 3 июля 2010ratmister пишет:

        А куда ж я денусь? ;-) Почитываю… :)

        Не удивлюсь, во-первых, что ГАЗ передумает. Ибо ГАЗели с двигателями УМЗ, мягко говоря, не катят. А во-вторых – перспективы, может и не радужные, но вполне нормальные. Да и второй этап утилизации очень кстати…

        Так что – всё будет хорошо! Приезжай, встретимся – поговорим ;) Или “Лучше уж вы к нам?” :)))

  • 3 июля 2010Алекс ВХ пишет:

    В 2009 году компаня была убыточна, большая долговая нагрузка – основная ее проблема сейчас, с которой она справляется в том числе с помощью господдержки. Краткосрочно, думаю, надо еще понаблюдать, как компания восстанавливает объем автопродаж и работает со своей долговой нагрузкой. В перспективе двух-трех лет акции компании, по моим расчетам, имеют потенциал роста в два раза от текущих уровней. Вот здесь картинки http://www.investcafe.ru/analytics/ru_markets/3202/

    • 6 июля 2010ratmister пишет:

      Добрый день!

      А можно чуть подробнее, что имеется ввиду под господдержкой Соллерс?

      Заранее спасибо!

  • делать ставки конечно можно

    но фирмочка так себе, пока ничем себя не проявила

  • 4 июля 2010sva52 пишет:

    Меня также смущает в Соллерс конкуренция со сборщиками мировых брендов.
    Но по-сути она “с миру по нитке”…
    Возможно, что свою нишу как-то отвоюют, но врят-ли она будут существенной.
    Интересно, а есть-ли пример подобной структуры, успешно работающей на западе?

    • ну в китае это еще какое то время прокатит, пока будет дешевая рабсила

      а так, везде – перепроизводство в автопроме налицо,

      отсюда у всех производителей долги, конкуренты, постоянная перестройка производства убивает деньги акционеров

Ваш комментарий

Имя:

Текст:

Также в этой рубрике:







Подписка на СуперИнвестор.Ru:


                    


Популярное за неделю

Рецензии

Реклама