Политические риски на фондовом рынке

Опубликовано 13 июня 2007 в Ликбез 

Заканчиваем тему условий выхода из российских акций, начатую в прошлых заметках. На очереди - политические риски. Дальше - много букв, которые понравятся далеко не всем. Слабонервным и фанатам ВВП лучше не читать.


Как и экономические, политические риски можно разделить на тактические и стратегические или, говоря по-другому, кратковременные и долговременные. В России политики нет, есть лишь невидимая игра в "царя горы" между группировками, сформировавшимися вокруг нескольких крупных бизнесов. При этом группировки тесно связаны между собой, поэтому ситуацию правильнее считать не конкуренцией крупных бизнес-структур, а возню за более вкусные ресурсы в рамках большой корпорации. От чего, собственно, не легче, а даже - наоборот. В нормальной конкуренции повышается эффективность деятельности каждой стороны, в случае же мафиозных разборок внутри монополии эффективность падает.

Именно это и является основным стратегическим политическим риском. Эффективность государства (т.е. системы регулирования жизни в стране) катастрофически, просто на глазах, падает. Достаточно посмотреть на цену нефти, при которой получается бездефицитный бюджет. Совсем недавно экономисты (штатские и в погонах) спорили, какой должна быть эта цена - $27 за баррель Urals или $30 за тот же баррель. Особо радикальные совершенно правильно предлагали и вовсе остановиться на $20-22 за баррель. Бюджет 2007 года "сходится" при цене где-то $40-45 за баррель, в дальнейшем по планам правительства "цена баланса" вырастает до $55 за баррель.

Одно из очень немногих разумных решений в экономике - формирование Стабфонда и инвестирование его за рубежом - в итоге перечеркнуто, деньги начали тратить. Реформа здравоохранения провалена - околозурабовские компании потребляют всё больше денег, а лекарства становятся всё более недоступными. Образование в таком кризисе, что думать, что из этого сброда среднего и старшего школьного возраста вырастет через 15 лет, просто не хочется. Пенсионная реформа провалилась полностью. Перевод ЖКХ на рыночные отношения закончился формированием околовластных фирмочек, которые берут больше, но делают меньше (редкие исключения, конечно, есть). Программа "доступного жилья" превратила покупку квартиры либо в невозможный, либо в бессмысленный, либо в совершенно авантюрный шаг. И так - буквально куда ни ткни.

Тренд в "развитии" бизнеса понятен: деприватизация собственности и приватизация денежных потоков в "нужных" руках, т.е. создание больших госкорпораций и передача фактического контроля над ними в руки относительно небольшой группы "друзей президента". Обычный африканский вариант.

Причин - две. Главная - развитие страны, собственно, никому в "верхах" не нужно. Ребята активно монетизируют полномочия, построив коррупционное государство (знаменитая "путинская вертикаль"). Второстепенная - люди, талантливые в отборе, не могут быть талантливы в созидании. Они настолько бездарны, что просто не в состоянии ничего путного создать, даже ради видимости.

Пока реальные проблемы видят только грамотные экономисты, умеющие задавать правильные вопросы и получать реальную информацию даже из официальных ура-патриотических отчётов. Обывателям же пропаганда заливает глаза и уши патокой об очередных достижениях "партии и правительства" в деле построения "суверенной рыночной экономики". В качестве "домашнего задания" по промыванию глаз предлагаю разобрать активно продвигаемую сейчас идею Великого Потока Иностранных Инвестиций в Россию ($60 млрд с начала года с прогнозом в $100 млрд до конца года). Для этого надо найти информацию о структуре и получателях тех самых инвестиций. А заодно можно посмотреть структуру частного внешнего долга и его основных "фигурантов". Ну, и просто ради интереса - тенденции экспорта и импорта. Очень многое о текущей ситуации станет понятно.

В результате создается крайне неустойчивая система, держащаяся только за счет гигантского потока денег из-за границы, получаемых за продаваемое сырьё. Это как наркотики: пока наркоману хорошо, бессмысленно говорить ему о вреде. Когда ему плохо, он найдёт массу врагов, которые довели его до такого состояния, но вряд ли будет винить себя. Собственно, методики назначения врагов уже опробуются. Истории с Украиной, Грузией, Эстонией - это "тренировка на кошках". В момент банкротства режима будет найден более серьёзный враг. И не так плохо, если это будет США или "агрессивный блок НАТО" (поражение будет быстрым и благотворным по последствиям). Хуже, если во враги назначат очередной мировой сионистский заговор (что весьма вероятно, учитывая православно-чекистские взгляды руководства страны) или неуловимых террористов, с которыми воевать можно долго, держа страну в мобилизационном напряжении годами. Самое смешное, что народ в едином порыве поддержит любую, самую бредовую идею.

Спусковым механизмом перевода страны на жёсткий мобилизационный режим может стать внешний кризис: падение цены нефти, введение экономических санкций со стороны развитых стран, смена технологий (кстати, нанотехнологии в реальности - очень серьёзная штука, обидно, что деньги, выделенные на их развитие в РФ, будут разворованы питерским банком "Россия") и т.п. Но может возникнуть и внутренний политический кризис - либо из-за демографии (кстати, едва ли не единственная проблема, в которой Путин и К не виноваты), либо (что более вероятно) из-за инфраструктурного кризиса, о котором я писал в предыдущей заметке.

Но, напомню, это всё - стратегический, отдалённый по времени риск. По моим прикидкам, первые по-настоящему крупные проблемы возникнут в период 2009-2012 г.г., ещё более крупные (серьёзная внутренняя или внешняя война и разделение страны) - несколько позже. К этому времени разумно будет убрать не только деньги из акций, но и собственное тело из страны.

Тактически же серьёзных проблем в политике, которые могут повлиять на фондовый рынок, я не вижу. Ключевой момент - принятие решения о преемнике или о способе его выбора. Это будет старт серьёзного ралли, которое продлится где-то до выборов президента. К тому же, поддержка фондового рынка госденьгами - настолько идиотский вариант, что власть просто не может пройти мимо него. Какое-то время на этой волне можно проехать, получив свои 50-60%. Сами выборы - момент очень опасный, т.к. может сработать правило "продавай на новостях" и рынок на какое-то время остынет. Дальше прогнозировать сложно.

Итак, если коротко, то можно сказать: до весны 2008 смело инвестируем на ММВБ, не забывая реагировать на временные падения, потом начинаем активно изучать инвестирование на иностранных торговых площадках. С другой стороны, ничто не мешает делать это параллельно.

 

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях!


3 комментария

  • 2 декабря 2007Александр пишет:

    Фраза “обычный африканский вариант” меня просто убила. Браво, Артем. С удовольствием прочитываю блог от начала и до конца. С уважением.

  • 13 декабря 2014Димитрий пишет:

    Поразительно! Артём, Вы как в воду глядели еще семь лет назад!

Ваш комментарий

Имя:

Текст:

Также в этой рубрике:







Подписка на СуперИнвестор.Ru:


                    


Популярное за неделю

Рецензии

Реклама