ПИФ для шизофреников

Опубликовано 31 Авг 2010 в Второй эшелон, Пифы 

То, что мы живём в «последние дни» и что конец света будет выглядеть не как вселенская катастрофа, а как сумасшедший дом, наполненный пациентами с вялотекущей шизофренией, я понял давно. Но до сих пор иногда удивляюсь, насколько странные вещи происходят вокруг. Про российскую политику говорить не буду, там всё совсем запущено. Но вводящие в недоумение поступки совершают даже весьма консервативные и, казалось бы, нормальные структуры. Вирус сумасшествия распространяется безудержно.

Наш сегодняшний пациент - УК «Райффайзен Капитал». Вроде бы относительно пристойная контора, не Альфа-капитал какой-нибудь, но тут, должен признаться, порадовала. Получаю сегодня пресс-релиз, в котором сообщается, что ПИФ «Райффайзен – Телекоммуникации» переименован в ПИФ «Райффайзен – Телекоммуникации и Транспорт». Естественно, с изменением правил инвестирования — акцент в переименованном ПИФе будет делаться сразу на две отрасли — телеком и транспорт.

Смысл сего действия в том, что в скором времени большое число торгующихся на бирже телеком-компаний перестанет существовать, растворившись в новой «голубой фишке» российского фондового рынка — полугосударственном Ростелекоме. Это будет такой монстр типа прежнего РАО ЕЭС, объединяющий практически всю российскую связь, кроме трёх главных сотовых компаний (хотя, может быть, его руки дотянутся и до кого-то из этой тройки). Фактически, из отрасли связи на бирже останется этот самый Ростелеком да МТС. Держать в ПИФе две бумаги нельзя, отдавать деньги назад инвесторам не хочется, поэтому управляющие придумали к телекому присоединить ещё и транспорт. Зачем добру (чужим деньгам) пропадать? Подумаешь, люди вкладывались именно в связь, какая разница? Лёгким движением руки превращаем «идейный» ПИФ в странного уродца, объединяющего совершенно разные бумаги. Но и это ещё не всё.



Авторы этой химеры не потрудились даже предоставить какое-то похожее на правду объяснение. Могли бы сказать, например, что связь и транспорт — элементы инфраструктуры, все эти компании так или иначе что-то транспортируют (хоть уголь, хоть людей, хоть информацию), их успех в существенной степени зависит от экономической активности в стране. Типа чем лучше дела в экономике, тем активнее передвигаются люди, товары и информация. Кстати, дарю Райфу прекрасную идею: присоединить к этому ПИФу ещё и акции банков. Ведь банки — это тоже своего рода транспорт и связь: гоняют туда-сюда деньги, связывают компании и людей финансовыми отношениями и т.п. Тут уж точно проблем с размещением капитала не возникнет — бумажек Сбера и ВТБ хватит на всех, да и малоликвидных акций других банков хватает.

Но нет, объяснение в пресс-релизе намного проще.

«Транспортная отрасль сейчас является одной из наиболее перспективных и быстро восстанавливается после кризиса. К тому же в этом сегменте рынка присутствует достаточное количество публичных компаний, имеющих акции в свободном обращении и привлекательных с фундаментальной точки зрения».

Прекрасно. Ровно те же слова можно сказать и про металлургию, и про машиностроение, и про энергетику. Да про что угодно, вплоть до нефтянки, если прищуриться и не обращать внимания на некоторые детали картинки. Проще говоря, это объяснение ничего не объясняет. Им было лень даже хотя бы создать видимость логичности решения. Просто очень не хочется отдавать клиентам деньги, а фантазия не работает.

Сама идея объединения в одном отраслевом ПИФе, заточенном под определённую идею, двух разных отраслей — это бред. Или нечистоплотность, если хотите. И говорит только о жадности управляющей компании.

Дальше — больше. Начальник инвестиционного управления УК «Райффайзен Капитал» Игорь Кобзарь рассказал заодно, акции каких транспортных компаний он видит в обновлённом ПИФе.

«На наш взгляд, наиболее интересными для инвестиций сейчас являются акции Новороссийского морского торгового порта, транспортной группы Fesco, Совкомфлота и Аэрофлота».

Почти все эти акции имеют низкую ликвидность, которая может создать реальные проблемы при управлении средствами ПИФа. Например, при необходимости срочно продать более-менее значимую часть портфеля, цена продаваемой неликвидной бумаги может заметно упасть. Но это ладно.

Главный юмор в другом: Совкомфлот — государственная компания. На 100%. Акций Совкомфлота в продаже просто нет, и что в Райфе собираются покупать под этим названием — большой вопрос. Сейчас только ведутся разговоры о том, что Совкомфлот будет включён в программу приватизации госактивов, но никакой информации о возможном скором IPO нет. Это только планы и слухи.

В общем, печальная картина. Инвесторы, вложившие деньги в ПИФ высокотехнологичной телекоммуникационной отрасли, получат невнятный портфель частично собранный из откровенно неликвидных акций около-государственных структур. При этом ни идеи, ни логики в наполнении этого портфеля нет.

Что интересно, акции пароходств в ПИФе уже есть: на 27 августа бумаги НМТП занимали долю 8,31% в активах фонда. А самую большую долю в ПИФе имеют акции АФК «Система» - холдинговой компании, объединяющей пакеты акций не только телекома МТС, но и башкирской нефти, и строительного бизнеса, и торговли, и много чего ещё. Вот такой шизофренический ПИФ.

 

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях!


6 комментариев

  • 31 августа 2010Сергей пишет:

    Я годик назад изучал “правила фонда”, правда как-то по другому они назывались. Так вот, я не нашел документа, в котором перечислялись бы бумаги, которые управляющий может покупать в фонд. Правила имели очень общий вид: процент гос.бумаг, денег вне бумаг и т.д.

    Я запросил разъяснения и получил в ответ что-то вроде “правила заложены в описание ПИФа — электроэнергетика, значит акции энергетики”.

    Повторюсь, это было год назад. Но и сейчас, после прочтения этой заметки, я не нашел на
    http://www.raiffeisen-capital.ru/fonds/unitinvestmenttrust/

    конкретики.

    • Посмотрите в эти глаза! Они не могут обманывать! Сказано, что в телекомы – значит, в телекомы.

      У него, кстати, есть интересная строка в резюме: в 2005-2008 гг. работал в УК «КИТ Финанс» на должности управляющего активами. Ага.

      • 1 сентября 2010Сергей пишет:

        Райффайзен оперативно, по моему запросу, выслал мне правила управления фондом “Сырьевой сектор”. Документ на 35 листов, правила, по которому бумаги могут быть только из сырьевых — нет. Ни на основе структуры сырьевого индекса, ни листинга акций, ничего такого я не обнаружил. Так что в этом отношении ничего не поменялось. Строго говоря, управляющий может по таким правилам все средстав пульнуть в ин.валюту — пункт 23.1 1)

        Структуру фонда прислали отдельным списком акций и диаграмка соотношения в портфеле.

        Неужели так может быть? Неужели кроме названия ничего не защищает пайщика от того что управляющий покупает не те бумаги?

    • Эх, фотография не вставилась. В общем, вот

  • О, а я, оказывается, угадал. Есть интервью с упомянутым в статье менеджером компании, в котором он говорит буквально следующее:

    - Телекоммуникационный и транспортный сектора имеют много общего, прежде всего, в логике бизнес-процессов. По сути мы говорим о перемещении, передаче чего-то на расстояние, просто в одном случае это информация, а в другом – физический товар. Из-за этого макроэкономические факторы оказывают схожее влияние на многие показатели их деятельности.

    Точно, осталось только добавить банки, которые перемещают деньги клиентов.

Ваш комментарий

Имя:

Текст:

Также в этой рубрике:







Подписка на СуперИнвестор.Ru:


                    


Популярное за неделю

Рецензии

Реклама

Самые доходные ПИФ - https://bcspremier.ru/company/press/7250/