Почему акции Автоваза так резко подорожали?

Опубликовано 3 Сен 2010 в Экономика 

Напомним, в предыдущей заметке мы рассказали, какие удивительные события происходили с акциями Автоваза в конце августа и — особенно — в первые дни сентября. Цена бумаг выросла более чем вдвое, а дневной объём торгов ими увеличился на два порядка. Теперь же попробуем разобраться, почему это произошло, рассмотрев как «официальные» версии, о которых говорят аналитики и журналисты, так и «неофициальные», но намного более правдоподобные.

«Официальная» причина столь бурных событий на рынке, которую озвучивают многие аналитики, заключается в том, что правительство, мол, провело «рекламную кампанию» Автоваза — премьер лично прокатился на Ладе, продемонстрировав свою поддержку заводу. Заодно вновь пошли разговоры о росте пошлин для иномарок и повышении цен на продукцию Автоваза. Это всё так, но вся эта возня могла добавить к текущим ценам процентов десять, и обороты могли вырасти в пару раз на пару дней. Но 100-200-кратный рост объёмов торгов и удвоение цены столь слабыми причинами не объяснишь.

Другая версия основывается на том, что у кого-то на рынке был инсайд по поводу результатов работы Автоваза в первой половине года. Как выяснилось, продажи завода значительно выросли по сравнению с прошлогодними данными. Правда, половина продаж пришлась на государственную программу поддержки автопроизводителей («Новый хлам в обмен на старый»). Сомневаюсь, что это — хороший повод для увеличения объёма продаж акций на два порядка. Другие версии значительно интереснее.



Следующая в очереди версия напоминает о том, что в нынешнем году основные владельцы акций Автоваза — Renault, Ростехнологии и Тройка намерены увеличить уставный капитал, выкупив новые акции по 40,2 рубля. Мол, рынок понял, что эта цена — правильная, и начал гнать биржевую цену к «назначенной». Однако, стоит помнить, что сумма увеличения уставного капитала будет внесена не деньгами — Renault передаст некие технологии, а Ростехнологии простят часть долгов завода в обмен на акции. Соответственно, формальная цена акций в этой ситуации почти ничего не значит. К тому же, подтягивать рыночную цену к сугубо виртуальной назначенной мажоритариями — это как-то очень странно.

Банк Москвы опубликовал свой вариант этой версии. Мол, увеличение капитала компании путём покупки акций по завышенным ценам создаёт дополнительную стоимость для всех акций, включая существующие. Логика в этом есть. Представьте, что у вас есть 10 акций какой-нибудь компании, которые стоят по 10 рублей за штуку. Приходит добрый человек и предлагает увеличить капитал вашей компании ещё на 10 акций, но внесёт он в этот капитал деньги, исходя из цены 20 рублей. Т.е., проще говоря, внесёт 200 рублей, получив взамен 10 новых акций. В сумме капитализация вашей компании теперь составит 300 рублей, но акций станет 20. Получается, что цена каждой из ваших «старых» акций сама собой выросла с 10 рублей до 300/20=15 рублей. Зачем это нужно доброму человеку — отдельный вопрос, но вам его мотивы не важны, ведь стоимость ваших акций выросла. Экономического смысла такая операция для «доброго человека» не имеет, если только он не мошенник, а эта покупка — лишь первый эпизод его «операции».

Версия хорошая, но тоже имеющая изъяны. Во-первых, напомню, вносятся не деньги, а некие «технологии» и частично погашаются долги. Оценить эти действия по полной стоимости может разве что большой оптимист. Рынок в таких случаях должен делать скидку на некий элемент неопределённости. Во-вторых, даже если бы рынок учёл эту допэмиссию полностью, это, по подсчётам банка, привело бы к повышению цены акций Автоваза примерно до 24-25 рублей. Они же сейчас стоят уже больше 31 рубля. Наконец, эта теория не объясняет гигантские объёмы бумаг, которые сейчас проходят через биржу. Если обычно за три дня по Автовазу заключается сделок миллионов на десять рублей, то в первые три дня сентября оборот уже превысил 1,2 млрд рублей. Оживлением на рынке такое не объяснишь.

Теперь о том, о чём не пишут в газетах. Обе неофициальные версии связаны с возможными действиями инвесткомпании «Тройка диалог». Как пишет некий блогер, возможно, принято решение о том, что Renault будет позволено купить контрольный пакет акций Автоваза. После намеченной допэмиссии у французов будет 25% акций, а у Тройки — 19%. В сумме до контроля не хватает 6% акций с копейками. Их можно взять только с рынка, что сейчас и делается. При этом покупатель, согласно этой версии, Тройка, так как французам будет продаваться только полный 25%-й пакет и по ценам, близким к цене допразмещения, а не по текущим рыночным (т.е. по 40 рублей).

Дело в том, что Тройка участвовала в истории с захватом ВАЗа государством в качестве агента правительства, и сам пакет акций тазика ей совершенно не нужен. Соответственно, в качестве вознаграждения за ударный труд Тройка должна получить за свой пакет акций завода некий «бонус». Разница между текущими рыночными ценами и конечной ценой выкупа акций у Тройки и есть этот самый бонус.

Данная версия заслуживает внимания, но имеет и очевидные слабые стороны. Во-первых, представить, что «гордость российского автопрома» отдадут под контроль французов, довольно сложно. Не те времена. Во-вторых, при превышении пакетом, принадлежащим Renault, отметки 30% компания будет должна сделать оферту — предложение о выкупе всех остальных акций. С учётом того, что цена выкупа в этом случае будет очень высокой, инвесторы могут залить французам вообще все бумаги, кроме тех, что принадлежат Ростехнологиям. А тратить сотни миллионов долларов на ненужные им акции реновцы вряд ли захотят. Наконец, даже если согласиться с этой версией, остаётся вопрос: зачем так спешить? Допэмиссия будет проводиться поэтапно, в течение месяцев. Сейчас совершенно нет необходимости скупать акции завода на сотни миллионов рублей в день, ставя на уши весь рынок.

До среды я, например, придерживался другой версии. Дело в том, что у Тройки финансовый год заканчивается 30 сентября, соответственно, и годовая прибыль будет определяться именно по итогам сентября. Вполне возможно, что ребята решили нарисовать красивые циферки в отчётности, получив несколько миллиардов рублей «бумажной» прибыли на переоценке своего пакета акций Автоваза. На столь «тонком» рынке (оборот в единицы миллионов рублей в день) разогнать цену бумаг не так уж сложно и, по сравнению с результатом, не так дорого. Но 400-миллионный дневной оборот для таких целей — это уж как-то слишком. Понятно, что к торгам подключились спекулянты, решившие «сесть на волну» и получить прибыль на краткосрочном росте цены акции, но судя по уверенному росту цен, существует и большой покупатель.

И вот, последняя версия. Самая простая и циничная. А значит, скорее всего, правильная. Покупателем может оказаться какой-нибудь ВЭБ или ВТБ, выкупающий бумаги у вполне определённых частных лиц на государственные деньги. Уж очень подозрительно, что «Большая скупка» началась после того, как акции подорожали до 20 рублей. Такое ощущение, что кто-то договорился с «госбаблом» о «пороговой» цене продажи. Как только цену путём больших, не не гигантских покупок довели до нужной — тут-то всё и началось всерьёз.

Остаётся вопрос: «кто продавцы?». Это хороший вопрос. Когда такая операция проводилась в прошлый раз (с Газпромом), продавцами были люди из команды Вяхирева после того, как их вытеснили из компании. Как клевещут враги, специально под них акции Газпрома вывели на определённый уровень цены, на котором и произошли крупные продажи. Люди получили хорошую прибавку к пенсии и пообещали не беспокоить новых управляющих компании. Если история повторяется, то продавцами должны быть менеджеры времён Каданникова и самарские бандиты, в существенной степени контролировавшие тогда ВАЗ.

Кстати, ровно год назад была точно такая же история. Акции Автоваза в августе 2009 года торговались по 10,5-11 рублей на оборотах порядка 3-5 млн рублей в день. Но к середине сентября цена бумаг вдруг выросла до 19 рублей, а обороты — до 400 млн рублей. За период 10-16 сентября прошлого года через ММВБ прошло бумаг Автоваза на 1,1 млрд рублей. После чего вдруг всё успокоилось, цена упала до 14-15 рублей за акцию, а обороты снизились до более привычных. Осенью и зимой на фоне активизации фондового рынка в целом, обороты какое-то время держались на уровне нескольких десятков миллионов рублей в день, но потом рухнули до «нормальных» 4-6 млн рублей.

Рано или поздно покупатель станет известен (продавец — вряд ли), тогда прояснятся и причины. А скупка наверянка остановится в ближайшие дни. Смотрим на объёмы торгов, это сейчас — главное.

 

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях!


7 комментариев

  • 3 сентября 2010Алекс ван Хельсинг пишет:

    я наоборот считаю что Тройка сейчас продает. Вздернули цену и льют свой пакет.
    http://alozovaya.investcafe.ru/post/3790/

  • 3 сентября 2010artbb пишет:

    что думаете про акции ПАВА?
    Должны также выстрелить?)

    http://www.finam.ru/analysis/forecasts01110/

    • Про ПАВУ уже был разговор в клубе инвесторов. Они фундаментальный мусор. Хотя выстрелить не на долго вполне могут.

  • 3 сентября 2010ratmister пишет:

    А я вот думаю, что государство всё-таки избавится от своего “флагмана отечественного автопрома”. И догадайтесь, что потом произойдёт с пошлинами на иномарки?..

  • 7 сентября 2010Михаил пишет:

    Интересные рассуждения, много путей развития событий. В основном все виртуально, а не реально. Вот только мне интересно,если выйдет статистика удручающая или государство быстренько свернет программу финансирования, и этот хлам нужен будет не понятно кому, что будет? Акции снова просядут на столько же???
    А если Россия все-таки решится вступить в ВТО?
    Да хоть Обама, Медведев и королева Великобритании будут на приорах ездить, наш автопром сдуется в связи с высокой конкуренцией!!!…Тогда акции и 5 рублей не будут стоить за штуку!!!

    • 23 сентября 2010Денис пишет:

      ну вступила Украина в ВТО и что? Пошлины на авто снизили до 10%, а акциз подняли… Как продавали ЗАЗы (ланос) и ВАЗы (калина), так и дальше едут.

  • 13 сентября 2010Вадим пишет:

    Мдя, провернули бы они такую операцию с Газпромом… уже пятый месяц выйти из этой бумаги не могу, вошел сдуру на 170 р… :(
    Мне ясно одно – операцию с Автовазом кто-то из команды ВВП проворачивает, т.к. скупка началась ещё за две недели до поездки Путина. А кто именно из его команды не так важно на самом деле…

Ответ на комментарий Денис

Имя:

Текст:

Также в этой рубрике:







Подписка на СуперИнвестор.Ru:


                    


Популярное за неделю

Рецензии

Реклама