Инвестиции в бренд

Опубликовано 22 Ноя 2010 в Ликбез 

Исследователи из швейцарского банка Credit Suisse несколько месяцев назад выдвинули свежую инвестиционную идею: инвестиции в компании-бренды. Мол, если отбирать акции в портфель в соответствии с их «брендированностью», то доходность такого портфеля будет выше «средней» (т.е. выше доходности инвестиций в индекс).

Логика в этом предположении есть. Бренды — это явление мира потребления, то есть эффективность работы таких компаний во многом зависит от психологии массового потребителя. А ею достаточно легко управлять. Кроме того, потребление брендированных товаров имеет довольно высокую инерцию: даже при ухудшении ситуации покупатель с большей вероятностью заплатит деньги за «гарантированное» качество брендированной продукции, чем за непонятно какой «ноунейм». Во время же экономического роста спрос на бренды только повышается.

Теория подтверждается практикой. В своём исследовании специалисты Credit Suisse отмечают, что, например, за год с марта 2009 по март 2010 гг. портфель брендов показал доходность на 7 процентных пунктов выше, чем индекс S&P500. СуперИнвестор.Ru представляет собственное исследование — на примере российских брендов. Проверим, «работает» ли эта инвестиционная идея в наших условиях.



Сначала необходимо собрать портфель лучших брендов. Различные исследовательские организации периодически выпускают рэнкинги самых дорогих брендов мира и России. Воспользуемся данными двух наиболее известных рэнкингов.

Британское агентство Brand Finance регулярно представляет список 500 самых дорогих брендов мира. В него уже несколько лет включаются и российские бренды:

2008 год 2009 год 2010 год
Сбербанк Сбербанк Сбербанк
Газпром Газпром Газпром
МТС Билайн Билайн
Лукойл МТС Лукойл
Роснефть Роснефть МТС
  ВТБ Роснефть
    Магнит
    Северсталь

.

Кроме того, компания Interbrand составляет рэнкинг «локальных» российских брендов:

2007 год 2008 год
Билайн Билайн
МТС МТС
Балтика Балтика
Лукойл Лукойл
Роснефть Роснефть
Мегафон Мегафон
Сбербанк Сбербанк
Домик в деревне Домик в деревне
Альфа-банк Альфа-банк
Пятёрочка Пятёрочка
НТВ НТВ
Северсталь Северсталь
Бочкарёв ТНК
ТНК Арсенальное
Арсенальное Банк Москвы

(К сожалению, более поздних данных по этому агентству найти не удалось: в 2009 г. исследование не проводилось (было отложено на несколько месяцев), в 2010 г. сообщений о нём в прессе не проходило).

Списки в существенной степени совпадают, что вполне логично. Во втором списке присутствуют бренды нескольких компаний, не торгующихся (или практически не торгующихся) на фондовом рынке. Удалим их, а также те, что встречаются реже трёх раз в этих списках. С большим сожалением удалим из списка компанию Вымпелком (бренд Билайн), так как её акции в подавляющей части торгуются в Нью-Йорке, а сделки на РТС носят эпизодический характер.

В итоге получим список из шести компаний, которые можно считать самыми «брендовыми» в России:

Сбербанк
МТС
Роснефть
Лукойл
Газпром
Северсталь

Сформируем из них портфель и посмотрим, как бы он вёл себя в различных ситуациях на российском фондовом рынке. Для ровного счёта «инвестируем» в каждую бумагу по 100 тыс. рублей. За дату отсчёта примем 19 июля 2006 года — когда на ММВБ появились акции Роснефти, ещё «ничто не предвещало кризиса», а деревья были большими и, казалось, росли до небес. Посмотрим, как менялась стоимость портфеля «Российские бренды» с течением времени.

За 52 месяца с момента формирования портфель подорожал чуть больше чем на 27%. В то же время индекс ММВБ показал рост почти на 22%. Разница — около 5 процентных пунктов в пользу портфеля.

Если внимательно посмотреть на график, то можно заметить, что синяя линия (стоимость портфеля) почти всегда находится выше или, по крайней мере, не ниже красной линии (индекса ММВБ). В общем-то, это хорошо, так как говорит о немного лучшем поведении портфеля по сравнению с индексом. Но разница мала, поэтому вряд ли портфель российских брендов можно считать хорошей страховкой от падения цен акций на рынке или хорошей ставкой на рост. Впрочем, за это время четыре раза выплачивались дивиденды, которые добавили бы доходности портфелю. Но с другой стороны, и расходы на ведение инвестиционного счёта за четыре года «съели» бы часть прибыли.

При желании вы можете усовершенствовать представленную модель, введя, например, разный вес бумаг в портфеле в соответствии со стоимостью каждого бренда. Более того, можно ежегодно пересматривать доли акций в портфеле после выхода очередного отчёта Brand Finance или Interbrand. Можно также добавить другие бумаги, скажем, Вимм-Билль-Данна, Вымпелкома, Балтики и X5 Retail Group. В этом случае портфель станет намного более «потребительским», что приблизит его к изначальной инвестиционной идее.

В целом, на основании нашего исследования можно сделать вывод: идея инвестирования в бренды имеет право на существование и в России, но требует тщательного подхода, анализа истории, интуиции и определённой фантазии. Если же идти «в лоб» и стабильно держать в портфеле акции «классических» российских брендов, то доходность такого портфеля будет слишком похожа на «доходность» индекса ММВБ.

 

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях!


2 комментария

  • 22 ноября 2010Donche пишет:

    Газпром, Сбер, Роснефть… – так у Вас мини индекс ММВБ и получился ))
    Идея швейцерцев все-таки наверно именно для B2C компаний предполагась, где бренд действительно может быть определяющим (или одним из) фактором эффективности. Забавно, правда, что сами конторы по оценке брендов по во многом полагаются именно на “бухгалтерские” оценки стоимости брендов (типа market value – book value).

  • 23 ноября 2010omagic пишет:

    Здравствуйте.

    Не могли бы вы рассказать в отдельной статье как сформировать портфель с определенным уровнем риска?

    Спасибо.

Ваш комментарий

Имя:

Текст:

Также в этой рубрике:







Подписка на СуперИнвестор.Ru:


                    


Популярное за неделю

Рецензии

Реклама

фанера 20 мм цена за лист от нашей компании . Решения для Вашего бизнеса. Заказывай разработку бренда в Москве. Агентство "Свое Мнение".