Как спекулянты взорвут мировую экономику – 3. Cвинцовый дирижабль: Взлёт и падение

Опубликовано 23 Ноя 2007 в Экономика 

Итак, продолжаем историю гипер-спекуляций на сырьевом рынке, начатую и продолженную ранее. Напомню, первой жертвой крупных спекулятивных фондов стал никель, цена которого за полтора года (с начала 2006 г. по середину 2007 г.) выросла в 3,6 раза, после чего за 3 месяца упала вдвое. На этот раз расскажу, что произошло позже и происходит сейчас. С картинками.


Легко догадаться, что почуявшие немыслимые ранее прибыли гипер-спекулянты не остановились на достигнутом. И деньги, выведенные с рынка никеля летом нынешнего года, должны были куда-то деться. Выяснилось, что фонды решили освоить ещё один металл - свинец. Тем более, что и повод удачно подвернулся: весной была закрыта крупнейшая в мире шахта в Австралии, которая давала 3% мирового объема поставок свинца. В принципе, рынок вполне мог пережить эту неприятность: запасы металла у производителей были, а 3% - это всё-таки не 30%, перебиться можно. Не тут-то было.

metalls.gif
Красный - никель, голубой - свинец

Посмотрим на график. Примерно в середине мая нынешнего года начался активный вывод средств из никеля. И ровно в то же время стартовал рост цены на свинец. На графике нет цен, расскажу словами. До мая свинец торговался на уровне около $2000 за тонну, подорожав с начала года процентов на 10-15 на естественных причинах - росте спроса (в основном со стороны Китая). Но как только началась Большая Свинцовая Игра, цены поскакали на глазах.

К концу июля свинец достиг примерно $3400 за тонну, после чего произошла первая фиксация прибыли. Дело в том, что август стал началом мощного финансового кризиса, и фонды, видимо, испугались, что реальность может грубо вмешаться в их игры. Свинец спустился до $3000 за тонну и чуть ниже.


По законам жанра на самом интересном месте - рекламная пауза.

Предлагаю прерваться на секунду и открыть в соседнем окне замечательный сайт 700metr.ru: квартиры и цены. Независимо о недвижимости. Изначально он был посвящён забавной идее - с помощью своеобразного флешмоба "заговорить" цены на московское жильё и снизить их до $700 за метр. Из шутки отличного креативщка-копирайтера Вадима Дунаева (в его портфеле - работа более чем для 20-ти брендов от МТС и mail.ru до Mercedes и IKEA) сайт превратился в интересный и серьёзный форум о недвижимости. Крайне рекомендую!

Открыли? Тогда продолжаем читать.


В середине сентября - начале октября появился хороший повод для оправдания роста цены на металл: в это время свинец дорожает на сезонном факторе - перед зимой многие автомобилисты меняют аккумуляторы. К тому же, начал действовать фактор дешевеющего с августа доллара. В результате, свинец совершил последний рывок - к уровням, близким к $4000 за тонну, после достижения которых (что, вероятно, и было планом) деньги начали искать новую цель, а цены на свинец резко пошли вниз, не обращая внимания ни на какие факторы. Что вполне естественно, если "нормальная" цена актива - $2000-2500 за тонну, то на $4000 он без постоянной поддержки долго держаться не может. К настоящему моменту свинец уже пробил вниз отметку $3000 за тонну и уверенно летит дальше.

Получается, что кое-кто всего лишь за 5-6 месяцев практически без объективных причин поднял цену важного для промышленности сырья вдвое, после чего бросил его "на произвол судьбы" и оставил дешеветь, вероятно, примерно до прежних уровней (с учётом удешевления доллара). За какие-то полгода были "заработаны" несколько десятков процентов на весьма надёжной операции. Сказка просто.

К наркотику лёгких и быстрых денег быстро привыкаешь. Накачавшие мускулы гипер-спекулянты (меньше чем за два года они увеличили и без того огромный капитал где-то раз в пять) решили взяться за намного более сложный и политически опасный рынок. Смотрим картинку, особенно в отмеченном месте, и сравниваем с хронологией описанных выше событий.

oil3m.gif
Черный - Brent, серый - WTI

Естественно, основа того, что нефть дорожает - не действия спекулянтов. Есть масса других, вполне серьёзных факторов - и геополитических, и экономических. Но все эти факторы, по различным оценкам аналитиков выводят на коридор цен $65-85 за баррель. Причём, $85 - это именно верхняя граница коридора, т.е. чтобы до неё дойти, надо было бы приложить немалые усилия. Всё, что выше - это уже откровенные спекуляции, необходимые только тем, кто делает на этом деньги, и никак не оправданные с т.з. реальной ситуации - того же баланса спроса и предложения.

Такое мнение высказывают не только наглые блогеры и удивленные аналитики, прогнозы которых всё никак не сбываются, но и весьма серьёзные люди, непосредственно связанные с рынком. Ссылку на слова Рэмзи я давал в прошлом тексте, но такое не грех и повторить. Если кто ещё не читал, сходите.

Как мы видим, в последние два года сложилась странная закономерность в поведении казалось бы "реальных" активов ("реальных" - в отличие от чисто спекулятивных бумажек на финансовых рынках) - никеля, свинца, нефти. Из них сначала "надувают пузырь", а потом "лопают" его - и всё это без серьёзных объективных причин, только за счёт использования несовершенства правил рынка. Это - новая реальность, с которой миру придётся жить.

Чем всё это грозит, кто виноват, куды бечь, и что делать, поговорим в последней части эпопеи.

 

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях!


6 комментариев

  • 23 ноября 2007Саша пишет:

    Артем, у меня может быть наивный вопрос: в чем отличие “новой реальности” от старой, ведь спекуляции (если о них речь) наверняка были и раньше?

  • Ого себе

  • to Саша

    Отличный вопрос. Именно об этом я и буду говорить в следующем тексте.

    Для сравнения и обдумывания пока могу привести такой пример. Реклама – замечательная штука, необходимая любому продавцу любого товара. Она была всегда: чтобы продать даже хороший товар, надо рассказать о нём потребителям, поэтому в себестоимость товара включались рекламные расходы – процентов 5.

    Сейчас на “массовом” рынке ситуация поменялась кардинально: сам по себе товар уже мало кого интересует, важна его реклама. Соответственно, и доля рекламных (и прочих “маркетинговых”) расходов выросла – где-то 30%, где-то половина, а где-то и сильно больше половины. Т.е. с т.з. бизнеса собственно _товаром_, который покупает потребитель, стала реклама, а стиральный порошок, творожок или сигареты – всего лишь приложение к ней.

    Со спекуляциями сейчас ситуация в чём-то аналогичная.

  • 30 ноября 2007Maraz Matik пишет:

    Расширил бы примеры, а то тока 2-3 вида металла.

Ваш комментарий

Имя:

Текст:

Также в этой рубрике:







Подписка на СуперИнвестор.Ru:


                    


Популярное за неделю

Рецензии

Реклама