Будет ли искусство принадлежать народу?

Опубликовано 20 Дек 2010 в События 

В скором времени в Париже (где же ещё?) должна открыться очень необычная биржа. На ней будут продаваться акции произведений искусства — картин, скульптур, фотографий, текстов, а также целых художественных коллекций.

Российская пресса, в принципе, об этом уже писала, но только в общих чертах. Мы же попробуем более подробно ознакомиться с правилами работы биржи и понять, кому и зачем это будет нужно. Заметим, кстати, что сайт биржи, похоже, планируется перевести (помимо прочих) на русский язык, то есть компания рассчитывает и на деньги российских инвесторов.

Общее впечатление: биржа ориентирована в том числе и на частных клиентов, хотя её основатель Пьер Накен, судя по его интервью, в качестве основных трейдеров видит крупные фонды и управляющих состояниями. Одной из целей инвестирования в акции предметов искусства г-н Накен открыто называет налоговую оптимизацию — вложения в культурные ценности могут снизить налогооблагаемую базу. Посмотрим более подробно, о чём идёт речь, как это всё будет работать, и стоит ли частному инвестору ждать открытия новой площадки.



Сначала об общих принципах работы биржи. Для начала стоит заметить, что Art Exchange, конечно, никакая не биржа в современном понимании этого слова. Это брокерская (торговая) интернет-платформа, принадлежащая маленькой французской компании A&F Markets с капиталом 40 тыс. евро. За этой компанией стоит один человек — Пьер Навен, который в «предыдущей жизни» занимался в основном организацией различных выставочных мероприятий и маркетингом. Тем не менее, для простоты восприятия пойдём на поводу у основателя компании и будем называть эту площадку «биржей».

На этой «бирже» будут торговаться «акции» произведений искусства. Понятно, что это никакие не акции. Это некие условные ценные бумаги, текущая стоимость которых отражает стоимость стоящих за ними произведений искусства, поделённую на количество этих «акций». Больше всего эти акции похожи на паи товарных биржевых фондов (на золото, медь, нефть и т.п.). Фактически, во время «IPO» картины или скульптуры, эта картина или скульптура будет выкупаться инвесторами, каждый из которых вложит в покупку какую-то часть от общей цены. Скорее всего, как и в случае с ETFами, сначала картину выкупит маркет-мейкер, который затем «разобьёт» её стоимость на паи и продаст эти паи инвесторам.

Впрочем, есть и принципиальное отличие акций произведений искусства от паёв ETFов. Если в биржевом фонде всегда точно известна цена базового актива (скажем, нефти), то внешнего источника информации о цене картины, ясное дело, нет. То есть инвесторы, покупая и продавая акции картины, смогут сами определять её рыночную стоимость.

Отчего же зависит эта стоимость? В первую очередь, от цены аналогов. Скажем, если торгуются акции произведения Дубоссарского и Виноградова (а они обещаны), то инвесторы будут следить за аукционной ценой других картин этих авторов. И если увидят, что другие их картины дорожают, то и «биржевая» картина, по идее, должна дорожать.

Ключевое отличие «культурных» ценных бумаг от обычных акций в том, что владельцы этих бумаг не смогут определять судьбу картины или скульптуры. Судя по опубликованным правилам работы биржи, не предполагается проводить какие-либо собрания акционеров, голосовать и т.п. Можно лишь купить или продать «акции». Единственный способ снять предмет искусства с торгов — выкупить все 100% акций. В этом случае покупатель акций становится собственником самого изделия.

Можем разочаровать дей-трейдеров, которые привыкли проводить множество сделок с одним активом в течение дня. Торги на Art Exchange будут организованы так, что собственно сделки будут заключаться только в 18.00 по парижскому времени. Всё остальное время можно лишь выставлять лимитированные заявки. А как только наступает «час икс», система сравнивает заявки на покупку и продажу и производит перераспределение денег и акций между участниками торгов. Если «встречной» заявки не нашлось, выставленная клиентом заявка не исполняется.

Есть и ещё одно ограничение: цена акции не может падать больше чем на 12% по сравнению с предыдущей сделкой, даже если есть встречные заявки по такой цене. В этом случае заявки переносятся на следующий день.

На самом деле, правила, представленные биржей, отличаются излишней краткостью и отсутствием подробностей. Например, не до конца понятно, в каком порядке будут исполняться заявки. В отличие от обычной биржи, здесь нет «рыночной цены», поэтому лимитированная заявка по цене лучше рыночной не будет немедленно исполнена по рыночной цене, как бывает в обычном торговом «стакане». Но, полагаю, с выходом в режим реальных торгов правила станут более подробными.

Услуги биржи, конечно, не бесплатны. Компания обеспечивает не только работу торговой площадки, но и все операции с ценностями: доставку на склад, хранение, страхование, сертификацию и т.д. Все эти расходы должны покрываться из тарифа, который составляет 0,5% от цены сделки с обеих сторон — и для продавца, и для покупателя.

Перспективы нового бизнеса оценить довольно сложно. Почти всё будет зависеть от ликвидности рынка: если на бирже будет заключаться по три сделки в день на 1000 евро в сумме, то она никому не будет нужна. Если же Пьер Навен сможет на самом деле привлечь к торгам крупные инвестфонды и управляющие компании, то будущее у этой затеи будет вполне безоблачным. Другой важный фактор — доверие инвесторов. Деньги для операций надо будет переводить на счета A&F Markets, которая, напомним, имеет собственный капитал в размере недельной (ну хорошо, двухнедельной) зарплаты хорошего наёмного управляющего. Чем компания будет отвечать «в случае чего» - непонятно.

В целом, идея торговой площадки, позволяющей инвестировать в культурные ценности с минимальными накладными расходами, весьма привлекательна. Важно лишь, как она будет реализована. Пока предложение A&F Markets выглядит немного «сырым», требующим дальнейшего развития. Возможно, именно этим объясняется то, что пресс-релиз о «скором» открытии биржи был выпущен 8 ноября, но до сих пор торги не начались. Посмотрим, что из всего этого выйдет.

 

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях!


4 комментария

  • 20 декабря 2010Vladimir Panaskin пишет:

    Здравствуйте Артём. Извиняюсь, что не по теме, но не нашёл куда ещё можно написать.
    В журнале, выпускаемым Промсвязьбанком, увидел вашу статью про финансовые мультипликаторы. Интересует, будет ли продолжение по данной теме и есть ли возможность получить информацию через интернет.
    Вообще было бы полезно, если бы вы на страницах своего журнала давали ссылки на издания, где публикуются ваши статьи либо на сами статьи в электронном виде.

    • Добрый день, Владимир.

      Да, продолжение будет. Номера журнала с некоторой задержкой выкладываются здесь в виде pdf-файлов (сейчас там 9 номеров).

      Ссылки, к сожалению, не всегда возможно давать. Скажем, журнал “Фьючерсы и опционы” в интернете просто не выкладывается – это политика редакции. А у меня там выходят очень интересные статьи про “биржевых людей” и различные биржевые истории.

  • Тема интересная, тоже как-то писал про инвестиции в произведения искуства и художественные ценности… Многим состоятельным клиентам это вполне может подойти в качетве инвестиций.Для диверсификации вложений так сказать.
    Кстати, что за первоисточник? Французская пресса?
    Еще итересная тема- вложения в вино (винные фонды)…

    • Тут фишка в том, что эта “биржа” даёт возможность инвестировать в искусство не только состоятельным людям, но и любому частному инвестору. А так-то проблем нет – покупай себе картины по $100 тыс. – $1 млн, этот рынок весьма развит.

      Источники – сайты компании и биржи и французская пресса, да. В англоязычной, кстати, материалов про это мало почему-то – сплошь французы и русские (после заметки в Коммерсе).

      Про вино – почитай верхние ссылки в http://superinvestor.ru/izbrannoe ;)

Ваш комментарий

Имя:

Текст:

Также в этой рубрике:







Подписка на СуперИнвестор.Ru:


                    


Популярное за неделю

Рецензии

Реклама