Долгий спуск с вершины Фудзи – 1

Опубликовано 29 Дек 2010 в Экономика 

Александр Зотин, специально для СуперИнвестор.Ru

Визит в сверкающий огнями деловой район Токио Роппонги вряд ли поможет оценить экономические проблемы Японии. Кажется, что всё там хорошо и прекрасно. Однако, численность так называемого японского «прекариата» (будущий пролетариат), то есть временных рабочих без страховок и социального обеспечения, выросла за последние годы до 20 млн человек (34% рабочей силы), уровень бедности достиг 14% (в два раза больше, чем 10 лет назад), а суицид стал основной причиной смерти среди мужчин в возрасте от 20 до 44 лет.

Неприятности в японской экономике начались давно. Развитие страны в 1970-80-е годы во многом напоминало сегодняшнее триумфальное шествие Китая: тогда всем казалось, что вот-вот Япония станет первой экономикой мира, вся планета пересядет на японские Nissan’ы, а летать будет самолетами Kawasaki или Mitsubishi. Но этим прогнозам так и не суждено было сбыться.

Доля Японии в мировой экономике опустилась с пика 1994 года в 18% до менее чем 10%, а госдолг достиг рекордных высот. Главное же, что перспективы Страны восходящего солнца — гораздо более мрачные, чем ее невесёлое настоящее.



Ошибки ребалансировки

Причин уже двух «потерянных десятилетий» много. После того, как в 1985 году Япония согласилась ревальвировать иену к доллару (так называемое соглашение Plaza), японский экспорт уже не стал столь дешёвым, как ранее, а сама Япония чуть позже пережила сильнейший экономический кризис, от последствий которого полностью не оправилась до сих пор.

Во время начавшегося в 1980-е годы процесса ребалансировки свой экономики (с ориентации на экспорт к большей значимости внутреннего спроса) Япония допустила массу ошибок. Пытаясь компенсировать негативный эффект роста иены, Токио пошел по пути расширения инвестиций и кредитования, а также снижения ставок по кредитам. Это привело к спекулятивному росту цен на активы, а закончилось крахом рынка недвижимости и кризисом банковской системы.

Балансы банков разбухали от выданных кредитов, иена уверенно укреплялась, численность населения бойко росла, оптимизм зашкаливал – словом, спекуляции на активах и недвижимости были неизбежны. В итоге, в 1989 году в токийском районе Гинза за жилье просили до 1 миллиона долларов за 1 кв. м!

Параллельно с пузырём недвижимости рос и другой пузырь. Укрепляющаяся иена и всё большая популярность акций японских компаний с листингами по всему миру создавали для последних легкий доступ к капиталу и, как следствие, шло всё большее расширение производства.

Toyota, Sony, Honda, Mitsubishi производили все больше и больше. Осознание того, что такой объем продукции вряд ли найдет соответствующий спрос на мировом рынке, пришло, как всегда, внезапно. После того, как японские экспортёры почувствовали на себе эффект от рецессии в США и Европе, стартовавшей в 1989 году, японские активы подверглись жесточайшей распродаже.

Так как акции использовались в качестве залогов по банковским кредитам, падение котировок возымело двойной эффект: с одной стороны банки резко сократили кредитование компаний, с другой — сами банки неожиданно столкнулись с тем, что качество выданных кредитов ухудшилось. Причем эти два процесса усиливали друг друга по принципу положительной обратной связи. Резкое сокращение кредитования привело к сокращению реальной экономики - банки с удивлением обнаружили дыры в балансах и заморозили кредитование, компании сократили производство или вообще обанкротились, население снизило спрос на товары и кредиты и перестало покупать раздутую в цене недвижимость. Японский экономический пузырь лопнул.

Однако многие факторы смягчали кризис. Центробанк Японии резко снизил ставки, а в 1999–2006 годах вообще проводил политику нулевой ставки – ZIRP (zero interest rate policy), пытаясь бороться с дефляционными тенденциями. Кроме того, кризис Японии не попал на период сокращения мирового спроса. Растущий мировой спрос в 1990-х и в первой половине 2000-х годов стал тем буксиром, который создал для Японии достаточно мягкие условия восстановления внешнеторгового равновесия.

Удар попыталось демпфировать и правительство – сокращение кредитования частного сектора было частично компенсировано ростом стимулирующих экономику госиздержек, финансируемых за счет выпуска гособлигаций и наращивания государственного долга.

К середине 2000-х многим аналитикам казалось, что Япония всё-таки сможет выйти из экономического тупика. Однако, стартовавший в 2008 глобальный финансовый кризис ухудшил внешнеэкономическую конъюнктуру – свет в конце тоннеля снова померк. Япония пережила кризис 2008-2009 годов крайне тяжело. Индекс промышленного производства показал худшую динамику среди развитых стран - провал здесь был самым глубоким. Более того, после резкого отскока во второй половине 2009 года промышленность снова развернулась вниз летом 2010 года, и есть все предпосылки к продолжению падения. Кризис продолжается.

Атаки конкурентов

Почему так происходит? Причин множество. Отчасти виновата дорогая иена – из-за неё производство переносится в соседние регионы. Однако, глубинная причина серьезней - Япония к концу 2000-х оказалась зажата западными, корейскими и тайваньскими конкурентами в высокотехнологичных областях и китайцами - в областях промышленности с меньшей добавленной стоимостью.

Китай все быстрее подбирается к японскому лидерству, а Южная Корея в некоторых отраслях уже достигла примерно равных с японцами позиций. Корейские автомобили, над которыми в 1990-х смеялись, уже уверенно отнимают существенную долю экспортного рынка японцев в Европе и США (а ведь в структуре японского экспорта 40% занимают именно автомобили). Не исключено, что к ним в перспективе подтянутся и китайские производители.

Конкуренция на глобальном рынке растет - высокотехнологичные товары всё в большей степени унифицируются по качеству и техническим характеристикам, так как современные технологии становятся доступными всё большему кругу стран и компаний. Например, массовые недорогие автомобили, произведенные в Германии, Японии или Корее, всё меньше отличаются друг от друга по качеству, надежности и цене. Покупателя приходится заманивать не техническими характеристиками или качеством (они везде выравниваются), а лишь дизайном либо культивируемыми в СМИ представлениями об элитарности того или иного продукта.

То же самое ещё в большей степени относится к компьютерам, мобильным телефонам, плеерам, электронике, бытовой химии и т.п. Производители из-за этого вынуждены больше полагаться на эмоциональную привлекательность своей продукции во-первых, и на дешевизну рабочей силы во-вторых. И с первым, и со вторым фактором у японских производителей проблемы – например, репутацию японского автопрома подкосил скандал с некачественной продукцией Toyota, разразившийся в США в 2009 году, а в стоимости рабочей силы японцы проигрывают корейским и китайским конкурентам давно.

Существуют вполне обоснованные опасения и в том, что аналогичный автомобильному захват рынка корейские и китайские компании рано или поздно осуществят и в других областях – электронике, машиностроении и т.д.

Окончание

 

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях!


4 комментария

Ваш комментарий

Имя:

Текст:

Также в этой рубрике:







Подписка на СуперИнвестор.Ru:


                    


Популярное за неделю

Рецензии

Реклама

Выгодная цена за монтаж алюминиевых витражей цена за монтаж алюминиевых витражей для новых клиентов.