Кому и зачем на самом деле нужны карточки на еду

Опубликовано 8 Фев 2011 в Экономика 

Мой фейсбук-френд Лев Хасис (заодно — председатель правления и совладелец крупнейшей в России розничной сети X5 Retail Group) в последнее время особенно активно пиарит идею введения продуктовых карточек для малообеспеченных слоёв населения. Мол, и закон уже практически готов, и одобрение «сверху» получено, дело за малым — принять всё официально и внедрить. И будет всем счастье.

Комментаторы, конечно, не оставляют столь жирную с т.з. полемики идею без внимания. Кто-то радуется за бедных: теперь они смогут лучше есть. Кто-то возмущается, что за четверть века рыночных отношений страна не избавилась от бедных, которых надо кормить за счёт всех остальных. Но мало кто обращает внимание на фигуры лоббистов этого решения. С чего вдруг торговые сети, Российский зерновой союз, РСПП и прочие предпринимательские бизнес- и общественные структуры так озаботились кормлением российских граждан? Им-то какая разница — наличными будут платить люди или «талонами»?

Предлагаю посмотреть на ситуацию с продуктовыми карточками с другой стороны прилавка. Картинка, скажем прямо, в этом случае меняется кардинально. И дело вовсе не в том, что розничные магазины и производители продуктов за счёт государства заметно увеличат обороты. Всё сложнее и интереснее. Текст получился довольно длинный, но важный. Дочитайте до конца, это пожет понять механику принятия многих решений в бизнесе и государстве.



Сначала вспомним, о чём, собственно, идёт речь. Предлагается за государственный счёт проявить заботу о сирых и убогих — подарить недоедающим россиянам некоторую сумму бюджетных денег (в той или иной форме), которую они будут обязаны потратить на покупку еды. Смысл операции — в заботе о здоровье и благополучии граждан.

Технически этот вопрос скорее всего (с учётом всеобщей модернизации) будет решён с помощью выпуска специальных дебетовых пластиковых карт, на которые государство будет регулярно перечислять некую сумму. При этом потратить деньги можно будет только на определённые продукты.

В какие суммы выльется эта помощь? Конкретных данных пока нет, «эксперты» называют величины от 60 млрд рублей до 140 млрд рублей в год. Попробуем прикинуть, хотя бы в общих чертах. Доходы ниже прожиточного минимума по официальным данным в России имеют примерно 20 млн человек. Скорее всего, это число можно считать верхней границей количества потенциальных получателей продовольственных карточек. Стоимость минимального набора продуктов на человека по России в среднем составляет 2768 рублей в месяц по данным на январь 2011 года. Доплаты, скорее всего составят примерно 30-50% от этой величины, то есть порядка 1-1,5 тыс. рублей на человека​ в месяц или 12-18 тыс. рублей в год. Получается, что верхняя разумная граница расходов по данной программе может составлять где-то 360 млрд рублей в год. Нижняя — в районе 100-120 млрд рублей в год, меньше просто нет смысла.

Суммы, конечно, огромные. Но в масштабах общего объёма розничного оборота по продуктам питания это не так уж много. Россияне в год проедают примерно 15-16 трлн рублей. Существенная часть этих денег тратится на алкоголь и относительно дорогие продукты, то есть интересующая нас группа товаров (простая еда в основном российского производства), скорее всего, имеет оборот в несколько триллионов рублей. То есть вся госпрограмма продовольственной поддержки может дать единицы процентов от соответствующего рынка.

Впрочем, с другой стороны, использование пластиковых карт и, тем более, необходимость оборудования точек продаж специальными аппаратами (если она возникнет) резко ограничивает круг получателей денег. Понятно, что из сотен миллиардов «пластиковых» госрублей большую часть получат сетевые магазины, а не какие-нибудь сельпо — терминалы для карточек в России ещё далеко не так широко распространены, как в тех же США.

С третьей стороны, опыт США показывает, что введение дотирования покупок продовольствия не приводит к соответствующему росту продаж этого продовольствия. Будем откровенны: голодающих или даже вынужденно недоедающих людей в России очень и очень немного. Уж точно их не 10-20 млн человек. И при появлении возможности заплатить за продукты чужими деньгами бедные семьи высвободившиеся средства по большей части направят на покупку одежды и техники или на услуги. Какой-то рост продаж еды, конечно, произойдёт, но он будет намного меньше, чем государство вбухает в эту программу.

Так где же прибыль для розничных сетей и производителей продовольствия? Прибыль будет получена не с бедных, а со всех остальных. Торговые сети просто получат возможность резко поднять цены на продукты.

Если бедная семья из трёх человек при доходах в 12 тыс. рублей тратит в месяц на продукты 6 тыс. рублей, то получение от государства 3-4,5 тыс. рублей ежемесячно защитит такую семью от роста цен на 50% и даже больше. А без этих денег такой рост цен стал бы катастрофой. Более того, важно и то, что средства эта семья получит не наличными, а в виде «каких-то карточек». Чистая психология: наличные отдавать всегда намного более неприятно, чем невидимые деньги на счёте. Физически для этих людей почти ничего не изменится — если они при визите в магазин тратили 1000 рублей из кошелька, то и при резко выросших ценах они, покупая столько же, сколько и раньше, будут тратить ту же 1000 рублей из кошелька (и помашут непонятной карточкой около терминала).

Но выросшие цены едины для всех. Если беднейшие семьи, защищённые госденьгами, практически не заметят продовольственную инфляцию даже в 30-50%, то «средний класс» ощутит её в полной мере. Им-то никто ничего не компенсирует! И рост цен на продукты выльется в лишние 3-5 тыс. рублей расходов в месяц. Но семьи со средним достатком могут позволить себе такие дополнительные расходы. Поморщатся, поругаются, но всё равно заплатят. При доходах, скажем, в 30 тыс. рублей в месяц на семью лишние 3 тыс. рублей не смертельны. Даже если и начнут эти люди на чём-то экономить, то в любом случае тратить они будут больше, чем раньше.

Именно на это и рассчитывают ритейлеры и производители продуктов. Получается, что введение продовольственных карточек защищает их от социальной напряжённости со стороны бедных (а, фактически, от гнева государства) и даёт возможность легко и непринуждённо увеличить прибыль за счёт не очень бедных.

Сведём всё сказанное выше в одну картинку. Государство собирает с работающих граждан налоги, после чего отдаёт эти налоги бедным. Бедные несут эти деньги в торговые сети. Сети повышают цены и «проглатывают» государственные деньги, получая дополнительную прибыль. Для бедных же почти ничего не меняется — они сколько ели раньше, столько примерно и едят. Торговые сети не только проглатывают деньги государства, но получают за счёт повышенных цен дополнительную огромную прибыль от обычных — не очень бедных — граждан. Не очень бедные граждане становятся немного беднее, а владельцы сетей и производители продуктов — намного богаче. Чиновники по телевизору рассказывают своему основному электорату (бедным), что с помощью введения карточек защитили их от произвола сетей. Благодарный электорат правильно суёт свой голос на выборах, давая возможность чиновникам не очень сильно искажать результаты и остаться на своих местах.

Вывод: для бедных ничего не меняется (или даже чуть улучшается); средний класс становится беднее (сначала у него отбирает деньги государство, чтобы отдать торговцам, потом — сами торговцы); г-да Фридман (X5 Retail Group), Галицкий (Магнит), Кесаев (Дикси) и др. становятся намного богаче, а чиновники продолжают сидеть в своих мягких креслах. Именно ради этого и придуманы «продовольственные карточки». И именно поэтому бизнесмены и государство внезапно слились в едином порыве «осчастливить бедных». Как обычно — это всего лишь бизнес.

 

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях!


10 комментариев

  • 8 февраля 2011SillverBullett пишет:

    Логично. Только цены-то на продукты вырастут в любом случае, с карточками или без. Сейчас все “финансовые гуры” рекомендуют вкладываться – куда? в недвижимость, энергетику, продовольственные фьючерсы, корпоративные бонды… Ну, последним можно пренебречь, это внутреннее перераспределение. А прочие факторы дадут нам пару-тройку первоклассных пузырей. Подобные прод.талоны – в известном смысле, хеджирование риска для ритейлеров. А для государства это – дополнительный инструмент наращивания денежной массы, в дополнение к трём классическим методам. Тоже фактор, однако.

  • 8 февраля 2011quant пишет:

    Рекомендую присмотреться к отличному опыту the gang of 12 а именно к JPM, которые печатают фудстампы в промышленных количествах (26 штатов) на деньги налогоплательщиков, взятые из окна бернанка. С 2007 года бизнес вырос с 26млн до 43, при этом они уверены, что рост “бизнеса” продолжится. Разве не прекрасно?

    Две ссылки для тех кто заинтригован: http://theeconomiccollapseblog.com/archives/the-more-americans-that-go-on-food-stamps-the-more-money-jp-morgan-makes

    http://www.youtube.com/watch?v=5zf8v7RYk6Y&feature=player_embedded

  • 8 февраля 2011Denis пишет:

    Спасибо за статью, очень интересно и подробно. Но есть один момент, с которым я не согласен.
    Сети не ставят цены “от потолка” а работают с наценками. Поэтому за цены в рознице больше отвечает оптовик и производитель.
    Конкуренцию никто не отменял, а для сетей цены – один из важных инструментов конкуренции.
    Я бы сформулировал по другому: истратив фудстампы на дешевое молоко для ребенка, оставшиеся деньги получатель помощи потратит в той же сети на хенесси.

    • На наценке работают мелкие и отдельные (не сетевые) магазины. Сети же выставляют свои требования по ценам производителям. Это рынок покупателя (в данном случае покупатель – сеть). Вы же наверняка слышали/видели истории о взятках и откатах за попадание на полки в сетевых магазинах. Это немного ломает представления о рынке, но в российских условиях это именно так. В США, кстати, ситуация похожая – цену назначает Уолмарт, производителям остаётся только соглашаться или нет. И всегда найдётся тот, кто согласится.

      Конкуренция для сетей – штука не очень знакомая. Она более-менее существует в Москве и Питере. В остальной стране поле практически чистое, до ценовой борьбы между сетями там ещё далеко.

      Но в целом вы правы – повышение цен выгодно (в разной степени) всей цепочке – производителям “сырья” (зерна и молока), переработчикам и магазинам. А введение карточек позволяет поднимать цены как угодно высоко и быстро.

      Получатели фудстампов вряд ли будут покупать Хенесси. Водку – да, но всё равно не на всю сумму. Что-то останется на сотовый, на одежду, на ремонт и т.п.

      • 8 февраля 2011Denis пишет:

        Ну про хенесси я преувеличил, хотя история с “сиротами” и О.Бендером вполне может повториться. Я имел дело с сетями. Они действительно назначают цены. Но не для всех производителей. Раскрученный бренды имеют большую свободу. А, например, фасовшиков сахара отжимают ” по полной” в итоге сахар в сетях всегда дешевле чем в несетевых магазинах.
        А конкуренция есть хотя бы между форматами – супер, гипер, дискаунтер предполагают разное ценообразование и ассортимент. Я готов предположить, что фудстэмпы дадут 0,5% роста цен. Но не более.

  • 8 февраля 2011Аноним пишет:

    болшинство людей, чей доход ниже прожиточного минимума живет как раз не в больших городах, где есть сетевые магазины.
    и как государство будет страховаться от их вымирания в случае повышения цен на 30-50%?

  • 10 февраля 2011Sunray пишет:

    Хлебная карточка россиянина
    http://content.foto.mail.ru/mail/t1260832/_answers/i-1424.jpg

  • По-моеому. Зарабатывать 8-10т.р.(это очень мало, но на еду и квартплату в провинции хватит) на человека сейчас не сложно. Лучше, чем придумывать, как накормить этих тунеядцев, отняли бы у них пиво-водку и заставили работать. А то сегодня им из моих налогов деньги отдаем, завтра цены повысят, а потом эти не обеспеченные и, следовательно, криминогенные слои общества еще и в подворотне ограбят. Получается, что работать как бы глупо и убыточно.

    • 14 февраля 2011Andrey пишет:

      Сиротам и убогим надо помогать. Не все бедные тунеядцы. Трудные периоды могут быть у каждого.
      Согласен с тем, что помощь должна быть оправданной.

  • 14 февраля 2011Andrey пишет:

    Бедным надо помогать. Сиротам и убогим тоже. Любой инвестор должен 10% своего дохода тратить на благотворительность. Это норма.

Ваш комментарий

Имя:

Текст:

Также в этой рубрике:







Подписка на СуперИнвестор.Ru:


                    


Популярное за неделю

Рецензии

Реклама