Formula 1 доехала до биржи

Опубликовано 5 марта 2011 в События 

Я больше 30 лет болею за футбольный московский «Спартак» (да, я такой старый) и, вполне возможно, хотел бы стать его акционером. Конечно, не для получения какой-то значимой прибыли, а просто ради повышения чувства сопричастности к победам и поражениям этого замечательного клуба.

Но такой возможности у меня нет: акции «Спартака» не торгуются на бирже, а г-н Федун вряд ли позвонит мне завтра, чтобы предложить частным образом купить немного бумаг любимой команды или ПИФа «Спортинвест», в котором, по слухам, они сосредоточены.

Зато поклонники автогонок Formula 1 теперь могут почувствовать себя хозяевами одной из самых известных «конюшен» - Williams. Компания Williams Grand Prix Holdings, представляющая эту команду, на днях провела IPO (первичное размещение акций) на Франкфуртской бирже. По-моему, крайне любопытно посмотреть, как устроен спортивный бизнес и что получат акционеры WGPH. Тем более что компания в рамках размещения выпустила довольно подробный проспект, в котором опубликовала многие не очень широко известные до сих пор сведения о своей работе.



Акции британской компании Williams Grand Prix Holdings начали торговаться на Франкфуртской бирже в среду 2 марта. Компания разместила около 24% своих бумаг, получив за них примерно 60 млн евро. Контроль в фирме по-прежнему остался у её основателя Фрэнка Уильямса — ему принадлежит чуть больше 50% акций холдинга. Ещё 16% - собственность бывшего гонщика Торгера Христиана «Тото» Вульфа, а 9-ю процентами владеет со-основатель компании Патрик Хед.

Размещение оказалось не очень удачным — оно прошло по цене 25 евро, что близко к нижней границе планировавшегося диапазона цен, да и проданы были не все акции. Тем не менее, у компании после IPO появился новый крупный совладелец — голландская инвестфирма Cyrte, получившая 5% акций Williams. Первые дни после IPO тоже не очень порадовали инвесторов. На вечер четверга акции стоили 24 евро. Тем не менее, владельцы и менеджеры компании вполне оптимистичны.

На чём же зарабатывает Williams Grand Prix Holdings? На спонсорских и рекламных контрактах, а также на получении части доходов от трансляций соревнований Формулы 1. Кроме того, компания развивает бизнес, не связанный с гонками — Williams Hybrid Power. Это развитие идеи систем K.E.R.S., которые применяются на современных болидах F1, своего рода маховики для запасания энергии во время торможения и отдачи её при разгоне. В промышленном варианте такие сверхэффективные маховики (Flywheel) из специального магнитного материала могут применяться как в автомобилях, так и на электростанциях для регулирования потока энергии. Это актуально, скажем, для ветростанций: во время сильного ветра маховик запасает энергию, отдавая в сеть только часть, а во время слабого — отдаёт запасённое, поддерживая постоянную мощность. Пока это только «наработки на будущее», доходов компании этот бизнес не приносит. Однако, уже есть договорённости об использовании технологии Flywheel в автомобилях Porsche.

За 10 месяцев 2010 года (более свежих данных пока нет) компания получила выручку 74,2 млн фунтов (именно фунтов — это основная валюта Williams) и прибыль 3,9 млн фунтов. При этом долг WGPH перед банками составляет 7,4 млн фунтов, а совокупная стоимость всех активов — 87,8 млн фунтов.

Основную часть доходов приносят спонсорские контракты. На 2011 год команда Williams имеет договоры с AT&T, PDVSA, Randstad, Thomson Reuters, Pirelli, McGregor, Ridge, GAC, MAN, PPG, Rays и Sparco. При этом главный спонсор - AT&T — упоминается в названии команды - AT&T Williams. В 2011 году выплаты от AT&T, PDVSA и Randstad, в сочетании с деньгами, полученными от организаторов Формулы 1, принесут 80-90% доходов компании.

Холдинг владеет участком земли площадью 33 га в графстве Оксфордшир, Англия, где расположены производственные помещения, офисы, две аэродинамические трубы и испытательные площадки. На 31 октября 2010 г. в Williams работало 490 человек, из которых примерно 200 — технические специалисты, а ещё 15 заняты в подразделениях, не связанных с гонками. К настоящему моменту примерно 20 человек попали под сокращение.

Кроме указанной в отчётности собственности компания владеет парком исторических автомобилей, которые по британским законам не записываются в бухгалтерские документы. А ведь это — отличная и очень дорогая коллекция из 117 гоночных машин разных времён.

Одна из интересных сторон работы Williams – создание профессиональных симуляторов автогонок. Компания работает над этой темой с 2001 года, но сейчас это направление деятельности получило новое развитие — создаётся центр подобных разработок в Катаре. Менеджеры верят, что использование симуляторов вместо настоящих трасс позволит сократить расходы, ведь один день «живых» тестов может стоить до $40 тыс. А, скажем, в Монако устраивать тренировочные заезды, мягко говоря, сложно. Кроме того, симулятор можно сдавать в аренду другим командам.

Особый интерес, как обычно, у наблюдателей вызывает уровень оплаты труда топ-менеджеров компаний. В проспекте, подготовленном для IPO, раскрываются оклады основных действующих лиц Williams. Сам Фрэнк Уильямс получает 828750 фунтов в год, Патрик Хед — 425000 фунтов. Председатель совета директоров компании Адам Парр довольствуется окладом 212500 фунтов и бонусом, CEO Алекс Бёрнс получает 242750 фунтов и бонус, члены совета директоров Сэм Майкл и Марк Биддл имеют 400000 фунтов и 140000 фунтов в год соответственно. Плюс два последних менеджера получают 4 тыс. фунтов в год на содержание машины. Все они, конечно, имеют хорошую страховку и пенсионное обеспечение за счёт фирмы.

Акции Williams, пожалуй, будут интересны фанатам F1 и инвесторам с какими-то особыми ожиданиями, связанными именно с этой компанией. Ни для инвестфондов, ни для крупных инвесторов интереса они не представляют — слишком необычный бизнес, слишком маленький объём выпуска акций, отсутствие какой-либо вменяемой бизнес-истории. Конечно, если вдруг команда начнёт устойчиво показывать высокие результаты гонках, суммы рекламных контрактов, а значит, и прибыль могут заметно вырасти, что приведёт к росту цен акций. Но пока об этом говорить очень рано.

Другие команды «Королевских гонок» на биржу не спешат. Ходят слухи про Ferrari, а McLaren наоборот ясно сказала, что привлекать инвестиции таким образом не намерена.

 

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях!


2 комментария

  • Артём, а будет ли пост про пополнение портфеля? Интересны Ваши мысли в текущей ситуации.

    • Так вот же: http://superinvestor.ru/archives/5960

      Собственно, особых мыслей никаких – всё пока идёт по инерции. Деньги на рынок притекают, но слабо, нефть поддерживает интерес к нефтяным акциям, остальное – в загоне. Сейчас – болото, надо ждать изменения ситуации – повышение ставок в Европе, война в Ливии, что-то ещё.

Ваш комментарий

Имя:

Текст:

Также в этой рубрике:







Подписка на СуперИнвестор.Ru:


                    


Популярное за неделю

Рецензии

Реклама