Интервью Баффета. Часть 5. О филантропии

Опубликовано 7 Апр 2011 в Переводы 

Предыдущие части: О кризисе, О капитализме, Об инвестициях - 1, Об инвестициях - 2,
О макроэкономике

Нaarez: Давайте поговорим о благотворительной деятельности и социальной ответственности бизнеса. В прошлом месяце я читал в Harvard Business Review статью профессора Майкла Портера (Michael Porter), который заявил, что капитализм и ответственность, которую несут компании, нуждаются в пересмотре основных принципов. Например компании должны перестать заботиться только о прибыли и должны начать делиться доходами и всем остальным с сообществом и окружающим миром. Вам не кажется, кто компании должны наконец-то принимать во внимание всех заинтересованных сторон, а не только акционеров?

Баффет: Нет, мы в первую очередь заботимся об акционерах. Но мы также мы показываем акционерам, что они приобретают, если компания, в которую они вкладывают, заботится об обществе. Но вкладывать в такой бизнес или нет — это решение принимают сами инвесторы. Мы, конечно, поддерживаем компании, если они ведут себя социально ответственно. Но если мы говорим о выделении средств акционеров на эти цели — я не думаю, что такая схема работоспособна. Ни в коей мере. Да, часть наших вкладчиков много занимается благотворительностью, и я сам трачу на эти цели часть своих средств. Но я не думаю, что моя задача заключается в том, чтобы брать средства, которые мне доверили инвестировать, и тратить их так, как мне вздумается.



Н: Вы и ваш друг Билл Гейтс решили отдать большинство вашего состояния на эти цели. А год назад вы решили сделать ваш благотворительный фонд публичной компанией. Что было причиной этого шага?

Б: Мы достаточно много разговаривали с людьми, с состоятельными людьми и увидели, что у нас довольно много общего в подходах и видении благотворительной деятельности. И люди, с которыми мы общались, выражали заинтересованность в том, чтобы сотрудничать с «коллегами» в этой области. А еще мы почувствовали, что если значительное количество состоятельных людей пообещают отдать на благотворительность половину своих состояний, то это подстегнет сделать то же самое и других. Ведь мы все в своих поступках ориентируемся на чьи-то примеры или образцы.

Так что мы надеемся, что если значительное количество богатых людей объяснят миру, почему они тратят деньги на благотворительность и как они это делают, то это привлечет внимание и других людей — тех, которые разбогатеют через 40-50 лет. И они также будут склонны к филантропии и возможно раньше начнут заниматься благотворительной деятельностью. И отклики на эту нашу деятельность были очень благожелательные.

Н: Вы не думаете, что богатым людям следовало бы рассматривать благотворительную деятельность как бизнес и ожидать, чтобы деньги работали так же эффективно, чтобы они тратились в соответствии со стратегией, как это происходит в менеджменте?

Б: Это довольно сложно. Бизнесу приходится решать не очень сложные проблемы, а благотворительным фондам — очень сложные. Если вы серьезно и масштабно занимаетесь благотворительностью, то вам приходится иметь дело с проблемами, которые бросают настоящий вызов вашему интеллекту. И неудач на этом пути может быть гораздо больше, чем в бизнесе. Знаете, когда я создавал для своих детей их собственные благотворительные фонды, я написал им письма. И там сказано следующее: «Помните, что если все ваши дела удачно делались и все задуманное — получалось, то это тоже означает неудачу. Потому что это лишь значит, что вы делали что-то очень простое, что общество могло бы и само сделать».

Кроме объективной сложности решаемых проблем, есть и вторая проблема благотворительной деятельности — отсутствие обратной связи, отдачи рынка, которая существует в бизнесе. Если вы открываете ресторан с невкусными гамбургерами — вы это поймете уже к концу первого дня работы. В филантропии такой отдачи нет. Наоборот: если вы делаете какую-то глупость, люди будут продолжать уверять вас, что все в порядке и инициативу надо продолжить. А отсутствие такое «отдачи» - очень серьезная вещь.

Н: Так как же можно «измерить» эффективность благотворительной деятельности?

Б: Вам приходится работать над решением проблем в областях, где результат будет неочевиден в течение 10-20 лет. Это совсем непохоже на то, что происходит в бизнесе, например на то, как ведется маркетинговая кампания для нового iPad, в ходе которой производитель точно знает, сколько сумеет заработать. Филантропия — гораздо более сложная игра в том, что касается подсчета реальных результатов, процентов и прибыли. Но это не значит, что ей вообще не следует заниматься, или что эта деятельность неважна.

Н: Когда вы начали заниматься благотворительностью и пропагандировать ее, вы пытались изучать этот сектор так, как вы изучаете интересующий вас бизнес? Вы применяли какие-то модели, или вы просто решили отдать деньги профессионалам и надеялись на то, что они поступят с ними правильно?

Б: Получилось так. Мы с женой совместно думали на эту тему еще полвека назад. У меня всегда было чувство, что однажды я стану богатым, и у меня будет все, что мне нужно для жизни, и при этом останется еще много денег, которые могут пригодиться кому-нибудь другому. Так что мы размышляли с ней на эту тему, еще когда нам обоим не было и тридцати лет. Тогда у нас и денег-то еще не было. Зато была философия - понимание того, что если деньги появятся, они пойдут на благотворительность. Я чувствовал, что однажды стану гораздо более богатым человеком, чем большинство людей, и тогда мне придется что-то делать с миллионами.

Н: То есть когда вам было двадцать с небольшим лет, вы уже думали о том, что станете долларовым миллиардером?

Б: Да. Жена, правда, мне не верила, но это уже другой вопрос. Но мы достаточно много об этом говорили. И одна из причин, по которой мы это делали — то, что я всегда думал, что она меня переживет и займется благотворительностью после моей смерти - ведь женщины гораздо более активны в этом, чем мужчины. Но так случилось, что она умерла первой, и после этого мне пришлось изменить план. Я тогда я вспомнил Адама Смита и его идею о разделении труда и почувствовал примерно то же, что чувствуют люди, которые инвестируют в наш фонд — что управлять деньгами лучше, когда они работают. И что есть люди, которые готовы этим заниматься, у которых есть на это силы и молодость, и которые могут это делать более эффективно, чем я смогу сам это делать. Так мы отошли от первоначального плана, по которому фондом управляла жена.

Н: Что вы можете посоветовать вашим богатым друзьям, которые решат заняться благотворительностью?

Б: Пару вещей. Во-первых, лучше принимать решение раньше, чем позже. Конечно, богатые обычно живут дольше, чем обычные люди, и важна именно последняя воля. Но наверное, когда вам стукнет 95 лет, а на ваших коленях будет сидеть красотка-блондинка - это не лучшее время начинать думать о том, как распорядиться деньгами. Лучше подумать на эту важную тему заранее и тогда же решить, какие у вас планы на будущее.

Во-вторых, стоит заботиться о том, что вам близко. Я имею в виду, что мы многое оставляем после себя. И наверное стоит попробовать улучшить хоть что-то в жизни людей, окружавших вас в этом мире. Если у вас в семье кто-то тяжело болеет — сконцентрируйте свое внимание и свои усилия на помощи ему. Если школа, в которой вас учили, оказала на вас большое влияние — помогите ей. И хотя ни я, ни Билл Гейтс не даем людям рекомендаций, когда и чем им стоит заниматься, я полагаю, что есть определенные преимущества в том, чтобы заняться благотворительностью как можно раньше.

В моем случае завещание составлено так, что в течение 10 лет после моей смерти все заработанные мной деньги будут потрачены. Причем именно «потрачены», а не переданы в какие-то фонды. И я лучше отдам право распоряжаться этими деньгами людям, которых я выбрал сам, еще будучи живым, чем какому-то незнакомцу, который будет распоряжаться ими через 30-40 лет после моей смерти.

Н: Как ваши дети относятся к такому решению?

Б: Они его полностью одобряют — ведь я их тоже включил в список душеприказчиков. У каждого из троих моих детей есть собственный фонд, и они готовы тратить $50-60 млн каждый год. И все трое не только уже работают с деньгами и управляют реальным капиталом, но и отдают все силы работе. Я не вхожу в совет директоров ни одного из их фондов, не спрашиваю у них отчета о том, что и куда было потрачено. Я не осуждаю ни решения, которые они принимают, ни то, что кто-то показывает лучшие результаты, чем показывают они. Я уверен во всех своих потомках и очень доволен тем, как у них идут дела.

Н: Как технологии изменили вашу жизнь?

Б: Мне нравятся компьютеры. Когда мы с Биллом Гейтсом вместе ведем презентации, мы очень любим задавать собравшимся каверзный вопрос: кто их нас, как они думают, проводит за компьютером больше времени (за исключением электронной почты)? И как ни странно, это я. Я все время играю с компьютером в бридж и люблю искать что-то в Сети.

Да, я люблю играть в бридж, и наверное это стоит мне миллион или полтора миллиона долларов в год. Но я это делаю для собственного развлечения. Компьютер же обходится мне примерно долларов в 50 в год. И конечно, если бы мне пришлось выбирать что-то одно, я бы отказался от игр.

Н: А электронной почтой вы совсем не пользуетесь?

Б: Нет, ей занимается мой секретарь, а мне это неинтересно. Но мне нравится, что у меня есть вся переписка.

 

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях!


2 комментария

  • Артём, я хотел бы опубликовать перевод интервью с Баффетом у себя в ЖЖ fintraining.livejournal.com и в рассылках “Секреты инвестирования”, совокупный тираж – свыше 170’000 подписчиков. Могу ли я это сделать? Каковы условия? Указание источника и гиперссылку на него, разумеется, гарантирую. Что-то еще нужно?

    • 13 апреля 2011Редакция СуперИнвестор.Ru пишет:

      Все тексты, опубликованные на СуперИнвестор.Ru, можно публиковать в любых изданиях, рассылках, на сайтах и т.п. при условии прямой гиперссылки на источник. Никаких других условий нет. Желательно сообщать об этом мне, но это не требование, а пожелание.

      В данном случае, полагаю, было бы правильно поставить ссылку на СуперИнвестор.Ru и на оригинал интервью.

Ваш комментарий

Имя:

Текст:

Также в этой рубрике:







Подписка на СуперИнвестор.Ru:


                    


Популярное за неделю

Рецензии

Реклама