Profits-schmofits

Опубликовано 9 июня 2011 в События 

Выражение, вынесенное в заголовок, появилось в одной заметке, посвящённой предстоящему IPO компании Groupon. Автор такими словами иронично передаёт представления инвесторов, жаждущих купить акции модного сайта, а также продавцов, стремящихся избавиться от них. Действительно, причём здесь вообще какая-то прибыль-шмибыль.

Подумаешь, у компании больше полумиллиарда долларов накопленных убытков, постоянно растущие опережающими темпами издержки на привлечение новых клиентов и неустойчивый коэффициент конвертации подписчиков в покупателей. Глупости какие. Зато уверенно растёт придуманный хитрыми менеджерами показатель Adjusted Consolidated Segment Operating Income — прибыль, которую Groupon получил бы, если бы не тратил деньги на маркетинг, поглощения и часть выплат компенсаций сотрудникам.

Западные финансовые блогеры и даже журналисты солидных изданий в пребывают «в восторге» от такой инновации в бухучёте. Учитывая, что именно гигантские расходы на маркетинг и скупку аналогичных сервисов и обеспечивают приток потенциальных покупателей, эти расходы — и есть основные бизнес-затраты компании. Как покупка сырья для завода, только «сырьём» здесь становятся подписчики, в процессе «переработки» (и 80%-й усушки) превращающиеся в покупателей купонов на скидки. Другие же цифры — не искажённые инновационной бухгалтерией, несколько ужасают. Разберём пример Групона подробнее, чтобы в будущем более адекватно оценивать перспективы компаний «новой экономики».



Бизнес Групона — продажа скидочных купонов на товары и услуги различных локальных компаний по всему миру. Классический пример сделки — покупка подписчиком сайта за $20 купона на ужин в ресторане стоимостью $40. Ресторан получает чуть больше $10 из этой суммы и клиента, Групон — чуть меньше $10 деньгами, а подписчик — ужин за полцены. Смысл столь странной на первый взгляд сделки для ресторана в том, что если ужин посетителю понравится, то он придёт в этот ресторан ещё раз и заплатит уже полную сумму. Кроме того, есть шанс, что помимо заранее заказанного сорокадолларового меню посетитель купит ещё что-нибудь, тем самым резко уменьшив убыток ресторатора.

Ещё больше смысла в таких купонах для сервисов, расходы которых слабо зависят от потока клиентов. Скажем, это может быть массажный салон, в котором массажисты получают стабильную зарплату. Сколько бы ни было клиентов, расходы владельца на аренду помещения, зарплату, электричество и т.п. останутся постоянными. Поэтому если посетителей по обычным ценам мало, то получить дополнительный поток клиентов хотя бы и за четверть обычной цены всё равно выгодно. А там, глядишь, опять же, кто-нибудь из них придёт и во второй-третий раз, но уже за полную цену.

В общем, задумка отличная — классический пример ситуации win-win, когда в результате сделки все стороны оказываются в выигрыше. Однако, всё не так просто и хорошо. Групон сталкивается с массой проблем, вызванных как объективными причинами, так и человеческой психологией. Часть привлечённых за большие рекламные деньги потенциальных клиентов не может найти интересные для себя предложения и остаётся «балластом» (таких 80%), часть наоборот понимает, что теперь можно покупать массу всего за полцены, и отказывается от «продолжения отношений» с бизнесом, предоставившим скидку (всегда можно найти конкурента со скидкой). Часто оказываются, что услуги, предоставляемые со скидкой, не стоят даже этих денег, что отбивает у клиентов охоту продолжать пользоваться услугами Групона.

Тем не менее, компания нашла способ компенсировать негативную сторону бизнеса. Способ очень простой, но очень затратный: постоянно увеличивать свою аудиторию, вкладывая гигантские деньги в рекламу, маркетинг и прямую покупку клиентов у других аналогичных компаний. Как в сказке: чтобы хотя бы оставаться на месте, Групону необходимо бежать всё быстрее. Пока он «бежит» с удивительной скоростью, значительно наращивая базу подписчиков и оборот по сделкам каждый квартал.

Скажем, в I кв. 2011 года по сравнению с I кв. 2010 г. продажи Групона выросли в 14,5 раз до $645 млн, из которых 375 млн получили поставщики услуг. Получается, что сам Групон заработал $270 млн. Правда, расходы на маркетинг подскочили в 52 раза до $208 млн. С учётом остальных издержек (выросших в 24 раза) общий операционный убыток за квартал составил $117 млн.

Об «эффективности» бизнеса Групона говорит такой показатель как себестоимость продажи одного купона, т.е. совокупные расходы компании, поделенные на количество проданных купонов. За пять кварталов (2010-2011 гг.) Групон потратил в общей сложности $1,09 млрд. За то же время удалось продать 58,39 млн купонов. Получается, что на продажу одного купона компания тратила $18,6. При этом выручка компании с одного купона (цена продажи минус то, что надо отдать поставщику услуги) — где-то около $9,6.

В общем, на данный момент Групон — это гигантский производитель убытков. В самой компании такое положение дел объясняют периодом роста. Мол, со временем маркетинговые расходы можно будет резко снизить, а набранная к тому моменту масса подписчиков начнёт генерировать достаточное количество покупок, чтобы окупать текущие расходы и компенсировать накопившиеся убытки.

В этом есть своя логика. Вопрос только в темпах роста выручки и издержек. В I кв. 2011 г. Групон зарабатывал примерно $2 на каждом проданном купоне, если не считать расходов на маркетинг. Если допустить, что со временем компания сможет действительно зарабатывать (без всяких бухгалтерских штучек) чистыми хотя бы $0,5 с купона (а это очень оптимистичное допущение), то для покрытия убытков, которые в этом году вырастут до «сильно больше миллиарда», придётся продать где-то 2-3 млрд купонов. Это многие годы очень и очень эффективной работы - и только для выхода «в ноль» по накопленным убыткам. Реально же срок окупаемости проекта уходит куда-то в бесконечность. О чистой прибыли говорить как-то и вовсе неприлично.

Объективная стоимость компании Groupon на данный момент глубоко отрицательна. Ни о каких $5 млрд или $10 млрд и речи быть не может. Но это не значит, что не найдётся людей, готовых вложить деньги в такой «замечательный» бизнес. Тем не менее, если IPO Groupon'а состоится, это будет самое смешное событие на мировых биржах за последние лет десять.

 

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях!


4 комментария

  • 9 июня 2011Максим пишет:

    Интересно, как это «Групон» тратит столько денег на маркетинг, а я слышал о нём только пару раз от друзей.

  • 10 июня 2011Аноним пишет:

    Мне кажется, модель “щас уходим в глубокий минус, а потом когда-нибудь отобьём” хороша для трудно копируемых сервисов или товаров. Трудность может объясняться разными факторами: патентами, хитрой логистикой, ураганно эффективными operations, толпой накрепко привязанных клиентов… и т.д. Примеры тому есть. Но у Групона бизнес-модель легко копируется, и клиенты не лояльны по определению (их интересуют скидки, а не то, откуда эти скидки пришли). Так что Групон может просто не дожить до момента, когда прибыль превысит потери: конкуренты подожмут.

  • 5 декабря 2011Виктория пишет:

    Вот они деньги выкачивают из инвесторов через ИПО, а то, что люди все чаще и чаще сталкиваются с проблемами, это инвесторов не волнуют. Радувают весь этот мыльный пузырь.
    А правдивых отзывов много, о том, как работает Групон.
    http://www.klub-skidok.ru/index/groupon_ru/0-12
    http://www.skidy.ru/saity-skidok/darberry.html

    Лично мне, в случае проблем, деньги возвращали на баланс. А вот обратно на карточку – эту уже проблематичнее

Ваш комментарий

Имя:

Текст:

Также в этой рубрике:







Подписка на СуперИнвестор.Ru:


                    


Популярное за неделю

Рецензии

Реклама