Как Финам хомячков разводит

Опубликовано 6 июля 2011 в Ликбез 

В третьей части нашей истории про структурные продукты и Финам (первая и вторая) поговорим о том, как эти продукты компания продаёт.

Спекуляции на бирже, выдача кредитов, торговля наркотиками — это всё весьма доходные виды деятельности. Но самым прибыльным был, есть и наверняка ещё долго будет совсем другой бизнес — разведение хомячков. Или, точнее говоря, их разводка. Этим почтенным делом не брезгуют и самые солидные компании, например, Финам.

Дабы не тянуть хомячка за хвост, сразу даю ссылку на страницу, которую Финам сейчас активно рекламирует. На всякий случай, если страница будет изменена, есть скриншот. Она демонстрирует некий «Правильный способ заработать». Оставим в стороне вопрос о том, что доход от инвестиций и заработок — принципиально разные вещи. Обратим внимание на то, как этот «способ» подаётся.



Прекрасное предложение, не правда ли? До 50% годовых при отсутствии риска (гарантированной сохранности капитала). Куда уж тут жалким банкам с их несчастными 5-6%! Даже свиньи (изображённые на картинке), это понимают, не то что хомячки. Ну а мы — глупые, поэтому попробуем более внимательно посмотреть на это предложение и понять, в чём и как нас пытаются развести.

Замануха

Первое неприятное впечатление производит текст, размещённый на странице. Понимаю, что грамотность в наше время — признак гнилой интеллигенции, а услуги корректоров для Финама слишком дороги, но всё же опечатки и ошибки на презентационной странице вычитывать надо. Хотя это по нынешним временам, конечно, мелочь.

Второе неприятное впечатление возникает от классической мелкой разводки финансовых мошенников, которую зачем-то использует Финам. Когда мошенники предлагают тот или иной вид «заработка» на «инвестициях», они часто указывают большой ожидаемый доход от вложений с припиской «до». Вот и здесь: «до 50% годовых». Не получится 50% - не страшно, говорили же «до», то есть это может быть и 5%, и 0,5% годовых. Никто ничего конкретного не обещает, но 50% выглядят очень привлекательно. Всяко лучше, чем, например, 15% или даже 25%.

Но 50% хуже, чем, допустим, 100% годовых. Почему же Финам не пишет в рекламе 100%, 1000% и т.д.? Что, если доходность внезапно окажется больше 50%, клиентам это «больше» не выдадут?

Оказывается, 50% взялись не с потолка. Рядом с этим числом стоит значок сноски (тоже знакомая практика, правда?) - цифра «2». Сноска не в виде ссылки, поэтому её текст придётся искать самостоятельно. Набран он, конечно, очень мелко (а как же). Тем не менее, прочитать, что там написано можно.

Указана доходность рассчитанная математическим способом на исторических данных за 5 лет, учитывая прирост стоимости портфеля, полученный за период с 15.06.2010 по 15.12.2010 в размере 7%, сформированного по данной стратегии. По данной стратегии предполагается, что значительную часть портфеля (90-99%) составляют облигации, которые как финансовый инструмент обладает низкой волатильностью и стабильным сохранением доходности в течение продолжительного времени.

Это буквальная и полная цитата — вместе с отсутствующими запятыми, несогласованными окончаниями и сумасшедшим построением фразы. Вы что-нибудь поняли? Я — почти ничего.

Пришлось звонить в Финам, представившись потенциальным клиентом (личные связи были подключены позднее). Выяснилось, что речь идёт о некоем структурном продукте, хотя на странице его называют просто «портфель» - чтобы не пугать лохов незнакомыми названиями. Как объяснил консультант Дмитрий, базой для портфеля/продукта является банковский депозит, хотя как известно СуперИнвестор.Ru, до сих пор все проданные таким образом продукты основывались на облигациях.

Результат инвестирования, описанный в сноске (90-99% в облигациях, доходность 7% за полгода), вполне реален. Облигации запросто могут принести порядка 5-6% за этот срок, а некоторые акции (и опционы на них) — подорожать вдвое. Но как из этих 7% за полгода получить 50% годовых — загадка.

Разгадывается она просто: никак. Руководитель пресс-службы Финама Владислав Исаев на запрос СуперИнвестор.Ru пояснил (если выделить полезную информацию из тонны маркетингового бла-бла-бла): доходность 50% годовых была получена на «виртуальном», специально сконструированном портфеле по данным за 2009 год. А 7% за полгода этот же портфель принёс позже, когда был создан реально — с 15 июня 2010 года.

Курс маркетинга от Финама

Почему для демонстрации успешности портфеля был выбран 2009 год, а не, скажем, 2010-й или 2007-й? Напомним, исходя из слов в сноске, портфель «математически» обсчитывался для пяти лет — с начала 2006 года по конец 2010 года. Посмотрим, что происходило с рынком (индекс ММВБ) в это время (данные округлены):

  • 2006 год: рост на 60%;
  • 2007 год: рост на 20%;
  • 2008 год: падение на 70%;
  • 2009 год: рост на 120%;
  • 2010 год: рост на 20%.

Вопрос: какой год выбрать для примера, чтобы максимально удачно развести хомячков? То-то же.

Кстати, случайно или нет, но «вторая часть» жизни портфеля, данные о которой указывает Финам (с 15.06.2010 по 15.12.2010), как раз и создала доходность для всего 2010 года. В первой половине 2010-го рынок не вырос вообще, т.е. скорее всего, продукт на этом отрезке показал бы нулевую доходность.

В общем, классическая рекламная замануха: выбираем очень «красивый» и подходящий для нас частный случай, обобщаем его до всего продукта, добавляем слово «до», чтобы ФАС и ФСФР не придрались, и рисуем красивую интернет-страничку с большими числами и мелкими сносками. Разводка в стиле форексоидов или финансовых пирамид, но юридически всё чисто.

Разводка для «умных»

Вы думаете, что это — единственная рекламная разводка для данного продукта? А вот и нет. Обратимся к странице того же проекта Финама, но уже предназначенной для более финансово грамотных хомячков, которых не пугают слова «структурный продукт», «стратегия» или «инструменты с фиксированной доходностью».

Казалось бы, уж здесь-то можно честно и просто написать всё как есть. Но зуд маркетолога не позволяет всё сделать «правильно», обязательно надо хоть немножко, но подтасовать данные. Ниже условий по предлагаемым продуктам и инвестиционных идей стоит таблица с примерами. Мол, посмотрите, какая доходность по всему портфелю получится при том или ином росте цены «базового», т.е. рискового актива.

Красивая таблица с отличными результатами. Правда, 50% годовых в ней нет, но есть 33,6% годовых, что тоже очень хорошо. И для достижения такого уровня доходности достаточно, чтобы на рисковом активе была получена прибыль в 30% за три месяца. Это сложно, но вполне реально. Всё хорошо, снимаем со счёта в Сбере миллион и бежим заказывать продукт?

Нет. Почему? Потому что табличка эта показывает данные для ситуации, когда «коэффициент участия» равен 30%. А в реальности он — всего лишь 16%. Да ещё и комиссии не учтены, что при доходности портфеля, скажем, в 3% принципиально важно. Оба эти момента честно отражены в подписи к таблице, то есть, опять же, формально к Финаму никаких претензий нет. Но подумайте сами, насколько честно и уважительно по отношению к клиенту продавать «Жигули», поставив в рекламу параметры «Мерседеса»? А что, тоже ведь автомобиль, какие проблемы? Мы же честно говорим: «Посмотрите, какой прекрасный автомобиль Мерседес, и бегите покупать наши Жигули». Ловкость рук и никакого мошенства.

Афоризмы от Владислава Кочеткова

К счастью, я много лет знаком с нынешним президентом — председателем правления инвестиционного холдинга «Финам» Владом Кочетковым. Поэтому достаточно было написать в аське чуть более вежливую фразу, чем классическое «WTF?!!», чтобы не только получить ответы на заданные и не заданные вопросы, но и вступить в дискуссию о природе бизнеса продолжительностью в несколько часов.

На все мои удивлённые вопросы по поводу не очевидного (мягко говоря) соответствия между рекламой и реальностью Влад выдал замечательную фразу, которая может стать афоризмом:

Есть такая интересная вещь, как маркетинг - приводятся наиболее интересные примеры.

И ещё одна цитата от Влада:

Специфика целевой аудитории диктует специфику маркетинговых методов. Иначе шансов на развитие бизнеса не остаётся. Все компании, делающие ставку на массовую аудиторию, это понимают.

Ну что, массовая целевая аудитория, ты всё про себя поняла? Если тебе не подсунуть данные за самый успешный период инвестирования по искусственному портфелю (а не за весь срок по настоящему), ты же не клюнешь на рекламу? Если тебе не подсунуть высосанные из пальца цифры доходности несуществующего продукта рядом с предложением намного худшего, но существующего, ты же не понесёшь свои денежки в компанию? Короче, хомячки — такие хомячки и «не обманешь — не продашь».

PS Версии о том, кто и почём заказал эту заметку, принимаются в комментариях. Всё равно ж без этого не обойдётся, а так хоть повеселимся.

 

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях!


7 комментариев

  • 6 июля 2011Марат пишет:

    а кто заказал заметку? :)
    только говорите правду
    :)

    • Не, так было бы слишком просто ;) Давайте угадывайте.

    • 8 июля 2011Nightstalker пишет:

      У Артема видать личные счеты с финамом, он давно их мочит :)
      Впрочем показательная порка только на пользу.

      • Ничего личного, как говорится ;) Просто они очень заметны за счёт размера и некоторой наглости на рынке. Поэтому и шишки на них в первую очередь валятся.

        Это же касается и Альфа-капитала, например, если брать рынок ПИФов. Во всех отраслях есть такие “анти-лидеры”, которые принимают на себя негатив, адресованной всей отрасли.

  • 16 июля 2011Андрей пишет:

    У меня только один вопрос: услуге по предоставлению доступа к торговле на ФОРЕКСе через ФИНАМ можно доверять или контора “играет против своих клиентов”?
    (Объяснять, что моя 1 тыс. дол. реально на межбанк не выводится – не надо. Опустим азбуку частного трейдера). А то создаётся впечатление, что я попал к жуликам, и мне по любому не дадут заработать, даже если я прирождённый трейдер :)
    По крайней мере, ФИНАМ кажется надёжнее того же “Форекс Клуба”, который больше похож на сетевой маркетинг (в худшем значении этого термина), занимающийся продажей учебных пособий и курсов, а предоставление услуги торговли на ФОРЕКСе – лишь повод для рекламных сообщений об этих самых пособиях и курсах (которые, создаётся впчатление, и являются главным источником дохода).
    Да и по документам FINAM Ltd. является именно инвестиционной компанией (их наличие в списке таковых можно увидеть на сайте кипрского регулятора), в отличие от лицензий “тотализатора” у Форекс Клуба (может, это и изменилось к настоящему моменту, не проверял).

Ваш комментарий

Имя:

Текст:

Также в этой рубрике:







Подписка на СуперИнвестор.Ru:


                    


Популярное за неделю

Рецензии

Реклама