Margin Call в Москве

Опубликовано 19 Сен 2011 в События 

Некоторое время назад наш интернет-журнал рассказывал о новом фильме «про финансистов» - Margin Call. Тогда его показали на Берлинском кинофестивале, где это кино и посмотрела Светлана Бороздина, написавшая первую в России подробную рецензию — специально для СуперИнвестор.Ru. Осенью нынешнего года Margin Call выходит в мировой прокат, его смогут увидеть не только избранные любители кино, но и все, кому интересна тема финансового кризиса в США. Фильм — художественный, с хорошим актёрами, крепким сценарием и держащей в напряжении режиссурой. Но он при этом основан на реальных событиях и вполне соответствует тому, что на самом деле происходило на рынках и в компаниях в то время — в 2008 году.

29 сентября в Москве состоится закрытый премьерный показ этого фильма — специально для финансистов и тех, кто глубоко интересуется событиями на фондовом рынке. Я рассчитываю быть на этом показе, встретиться с друзьями и виртуальными знакомыми, а также, надеюсь, с читателями СуперИнвестор.Ru. Билеты в один из залов уже распроданы, во второй — пока есть. Билеты дорогие — от 1,5 до 2,2 тыс. рублей. Однако, напомню, это цена не только просмотра хорошего фильма, но и возможности пообщаться с известными специалистами финансового мира, установить полезные связи, наладить интересные и выгодные знакомства. В общем, я всячески рекомендую постараться попасть 29 сентября на Тульскую, 13. Оно того стоит.

Билеты можно купить прямо на специальном сайте — по карточке или даже за электронные валюты, что тоже приятно. А чтобы понять, что вы увидите в кино, мы повторяем публикацию рецензии на фильм, который в переводе на русский получил симпатичное (хотя и не совсем верное по сути) название «Предел риска».



Светлана Бороздина из Берлина, специально для СуперИнвестор.Ru

В эти выходные (текст опубликован 15 февраля 2011 года) на Берлинском кинофестивале я посмотрела Margin Call – историю некоего инвестбанка с Уолл-Стрит, который спровоцировал финансовый кризис 2008 года. Лента мне показалась крайне интересной: с одной стороны она снята почти дебютантом: у режиссера Джей Си Чандора это первая полнометражка. С другой — это одна из самых ожидаемых «серьезных» картин 2011 года, и в ней снялось такое количество звезд, которому позавидует самый крутой блокбастер. И поскольку мне кино понравилось — я буду советовать его всем, кто имеет отношение к трейдингу, финансам, макроэкономике или корпоративному управлению: я думаю, что у картины есть большие шансы стать такой же культовой, как первый Wall Street или Boiler Room.

Коротко о чем это. 2008 год, один из крупных инвестиционных банков на Манхэттене начинает штормить. Доходы падают, в компании сокращают персонал, и первым под увольнение попадает самый «бесприбыльный» сотрудник - ведущий аналитик, начальник отдела рисков Эрик Дэйл (Стенли Туччи), которого буквально вышвыривают прочь из офиса с отключением мобильного и лишением доступа к рабочим документам. К счастью, перед уходом Дэйл успевает оставить флешку с набросками какого-то исследования молодому аналитику Питеру Салливану (Захари Кинто). А тот, обладая высоким IQ выпускника MIT и дипломом в области ядерной физики (какая-то знакомая картина, да?) буквально за вечер завершает работу бывшего начальника и приходит в ужас от полученных результатов. Оказывается (сюрприз!) что риски сложных ипотечных инструментов, которые банк в последние месяцы выпускал пачками и на которых так успешно зарабатывал, и раньше оценивались совсем неправильно — то есть слишком низко. А в последние месяцы эти риски выросли еще больше, уже по макроэкономическим причинам. И теперь совокупные обязательства банка по этим долговым инструментам в несколько раз превышают его собственные активы.

К чему это приведет? Судя по тому, что с экрана в следующие двадцать минут не один десяток раз будет произнесено слово fuck в различных вариациях — ни к чему хорошему.

Ну, а далее в течение одной ночи в банке закрутится то, что называется «цепочкой инстанций». Питеру с большим трудом удается оторвать от выпивки и заставить срочно приехать в офис начальника трейдеров Уилла Эмерсона (Пол Беттани), тот, в свою очередь, вызвонит начальника офиса Сэма Роджерса (Кевин Спейси), а к полуночи весть о грядущем полярном лисе дойдет до самых вершин — до невозмутимого CEO банка Джона Тальда (Джереми Айронс) и его протеже и зама Джареда Коэна (Саймон Бейкер). Именно им и предстоит принять непростое решение, что делать дальше. И Тальд, который, как и Роджерс, ни-че-гошеньки не понимает в сложных финансовых инструментах, видит только один способ спасти фирму: завтра же, с началом торгов, выбросить на рынок вообще все активы, которые есть на руках, и продать их за сколько возьмут. Так банк сможет собрать на руках кэш, достаточный для того, чтобы расплатиться с заемщиками; и плевать на то, что такие массированные продажи спровоцируют панику на Уолл-Стрит и навсегда подорвут репутацию компании.

Вообще, по моему ощущению, Margin Call — не только один из самых ожидаемых «серьезных» кинопроектов года, подписавший кучу звезд: я думаю, что у есть все шансы стать лучшим, что вообще было снято о фондовом рынке за многие-многие годы, может быть даже лучше первой Wall Street, который, конечно, крут, но все же огламурил профессию до невозможности. Я из сравнимых по качеству работ могу вспомнить только Boiler Room с совсем еще молодым Джованни Рибизи, Вином Дизелем и Беном Аффлеком.

Такого кино очень давно ждали. Тема кризиса 2008 года сверхинтересна, а о причинах краха, и о том, что тогда происходило, и кто из начальников Goldman Sachs и Merrill Lynch кому звонил и не дозванивался, из-за чего корпорации со столетней историей падали в пропасть в считанные часы, в общем тоже уже известно. Оставалось только свести все эти захватывающие истории в один сценарий. Но тут и начинались проблемы, в первую очередь идеологические. Как известно, большинство голливудских деятелей обладают весьма левыми взглядами: образцом тут, конечно, является тот же Оливер Стоун, который Wall Street II снял с четким пониманием того, что все инвестбанкиры — негодяи, по которым плачет тюрьма. Так что когда вдруг в кино нашелся человек с прямо противоположными идеями, не желающий превращать работников инвестбанка в исчадий ада, да еще и понимающий предмет, о котором говорит (отец режиссера и автора сценария Джей Си Чандора более сорока лет отработал в Merrill Lynch), новичку сразу же выделили $3,5 млн. и посодействовали в привлечении в проект всех возможных хороших актеров — только бы фильм получился, а образ Уолл-Стрит оказался бы представлен адекватно.

Удалось ли это сделать?

Как мне кажется — да. Конечно, в этом кино нет ни драк, ни погонь и ни одной эротической сцены — ну может быть за исключением Саймона Бейкера без рубашки. Но фильм захватывает настолько, насколько может захватывать хорошая производственная драма, в которой вся соль — в диалогах, в графиках на экранах и в персонажах. А они, ей-богу прекрасны. Старая английская гвардия в лице Джереми Айронса уделывает всех чуть ли не первой фразой, которой он обращается к аналитику и просит его разъяснить суть проблемы: «Talk to me as you're talking to a child … or to a golden retriever». Пол Беттани идеально играет своего любимого персонажа — циничного стервеца в хорошо сшитом костюме, который созывает подчиненных на совещание залихватским пиратским свистом и рассказывает, как в прошлом году он заработал более $2 млн и тут же потратил $50 тысяч на одежду и $70 тыс. на женщин. Кевин Спейси и Стэнли Туччи плохо играть просто не умеют, поэтому выжимают из своих ролей максимум, Захари Кинто не привыкать правдоподобно изображать интеллект в глазах — вспомните тот же «Звездный путь», и даже Деми Мур и молодая поросль Пенн Баджли (Дэн Хамфри из обожаемого всеми девочками сериала «Gossip Girl») ничуть не портят картины.

Кроме отлично выписанных персонажей там есть прекрасная картина внутренних отношений внутри Уолл-Стрит, когда каждый сам за себя и не имеет ни малейшего желания обсуждать общую «стратегию»; когда все предупреждения о рисках звучат в пустоту, если на горизонте маячит прибыль; когда все связи оказываются завязаны только на деньгах, и даже вопрос личной преданности в итоге сводится исключительно к бонусу; когда страх потерять работу так велик, что буквально сжирает изнутри; а единственный друг, который есть у тебя после 34 лет работы в компании — твоя собака. Инсайдеры могут также поразвлекаться угадыванием прототипов. Bloomberg, к примеру, утверждает, что персонаж Айронса списан с бывшего CEO Lehman Brothers Ричарда Фульда, а мне вот лично кажется, что герой Саймона Бейкера — это толстый намек на Гари Кона из Goldman Sachs.

Конечно, в фильме есть к чему придраться: когда я смотрела его в Берлине, у меня сложилось четкое ощущение, что новичок-режиссер немного не угадал с монтажом: картину не мешало бы подрезать минут эдак на двадцать, и я даже могу сказать, в каких местах. Возможно, это и будет сделано прежде чем фильм выйдет в широкий прокат. И если будут убраны многозначительные длинноты, которые тормозят действие, и обрезаны никому не нужные «точки» в конце диалогов типа «Yes, indeed» и «Right you are» — получится отличный фильм, имеющий все шансы стать культовым. Да, он достаточно жесткий в плане лексики и персонажей, которые совсем не ангелы и ничуть не стараются казаться лучше, чем они есть; и не самый простой в том, что касается финансовых терминов — наверное неподготовленному человеку его все же надо смотреть как минимум прочитав пару статей в Википедии. Но что в нем особенно хорошо — так это то, что он четко (несколько раз и действительно «на уровне ребенка и собаки») разъясняет, почему посыпались банки на Уолл-Стрит, и как такое вообще произошло.

Ну, а выводы из ситуации каждый сможет сделать сам — и о том, как к верхам компании возрастает уровень некомпетентности; и о том, что вечная грызня за власть и полномочия губит даже хорошо сбалансированный бизнес; и о том, что жить надо по средствам и по возможности откладывать на черный день - Чандор, слава богам, совсем не так однозначен как Оливер Стоун, и не делит мир на просто черное и белое.

P.S. Большинство рецензий говорят, что это кино - «24 часа из жизни инвестбанка» - так вот, пожалуйста, не повторяйте этой арифметической ошибки: история начинается примерно в 9 утра и заканчивается в 19.00 или чуть позже следующего дня, так что там почти 36 часов чистого действия.

 

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях!


Один комментарий

  • 2 октября 2011Алексей пишет:

    Сегодня смотрел, божественно!
    как будто перенесся на 3 года назад когда работал в инвест. банке тогдав было страшно!

Ваш комментарий

Имя:

Текст:

Также в этой рубрике:







Подписка на СуперИнвестор.Ru:


                    


Популярное за неделю

Рецензии

Реклама

Рекомендую поискать тут информацию о выписках из ЕГРЮЛ.