Зачем Русская Православная Церковь купит Сбербанк

Опубликовано 24 Ноя 2011 в Экономика 

Восемьдесят две тысячи человек, стоящие в трёхсуточной очереди на морозе, чтобы в среднем на полторы секунды прикоснуться к поясу Богородицы — отличная демонстрация того, каким сильным брендом может быть религиозный объект.

Людей не интересует, что подобные изделия давно находятся в московских храмах и что в том же Храме Христа Спасителя есть сравнимые по чудотворности и известности святыни, к которым никакой очереди не стоит. Их притягивает миф, мода, престиж прикосновения (в прямом и переносном смысле) к чему-то исключительно редкому. Это и есть сила бренда — та же, что заставляет фанатов Apple стоять в очередях за новыми кусками пластика и переплачивать сотни долларов за очередную игрушку.

Все эти люди — потенциальные клиенты «брендовых» инвестиций, освящённых (в прямом и переносном смысле) тем или иным мифом. Рано или поздно этот факт дойдёт до сознания управляющих религиозными и квази-религиозными брендами. И тогда мы станем свидетелями удивительных событий, меняющих структуру розничного финансового рынка.



Простому русскому мужику (или не менее простой русской бабе) сложно объяснить, зачем надо инвестировать в акции, скажем, металлургических компаний, или, допустим, в облигации ритейлеров. Вовсе не потому, что простой человек глуп или недостаточно образован. Просто у него за плечами нет ни полутора столетий относительно массового фондового рынка, ни многовековой истории получения дохода на капитал.

Концепция долгосрочного инвестирования выглядит странно и смешно на фоне четырёх революций, двух крупных и множества мелких войн, нескольких циклов распада государства и сложно подсчитываемого количества денежных реформ, сопровождавшихся уничтожением сбережений — и всё это в одной стране за каких-то 110 лет.

Понятно, что такая история заставляет с большой опаской относиться к любым идеям по использованию денег, за исключением предложения сообразить на троих или, в лучшем случае, купить какую-то дорогую и надёжную вещь (скажем, автомобиль производства ВАЗа). А если учесть, что современный российский фондовый рынок напрямую ассоциируется с фамилиями типа Аганбегян, Варданян, Михасенко, Минц и Ремша, то успех процесса убеждения простого русского мужика в необходимости инвестирования становится совсем сомнительным.

Вот тут-то и стоит вспомнить про силу православного бренда. Думать, считать, планировать, предсказывать — это немцу хорошо, русскому вся эта скукотища — смерть. Зато поверить батюшке, послушать мудрого совета старца на мерседесе, да и ухнуть, перекрестясь, все сбережения в какой-нибудь «ПИФ Христа Спасителя» - это по-нашенски, по-православному.

Да что там ПИФ, это частности. Бери шире. Крупнейшая финансовая структура страны много лет остаётся поводом для насмешек и ненависти (часто неоправданных) со стороны простого народа. Никакая объективно полезная работа немца Грефа по улучшению качества обслуживания русских клиентов не исправит эту ситуацию.

Только решительные шаги по кардинальной смене имиджа могут помочь гиганту. Например, если его контролирующим акционером вместо Центробанка станет Русская Православная Церковь. Вряд ли кто-то сомневается, что денег у неё на это хватит, ведь пакет акций, принадлежащий ЦБ, стоит какой-то жалкий триллион рублей. Для организации, окормляющей три четверти населения России (по данным ВЦИОМ), это не очень большая сумма. А если вдруг не хватит — правительство поможет кредитом на льготных условиях. Тут же главное — не выгода, а долгосрочное развитие бизнеса и укрепление в людях гордости за отечественную экономику.

Сложно представить, сколько проблем сразу можно решить одним столь изящным действием. Над заёмщиками будет висеть не только страх перед судом, но и ужас перед санкциями свыше. На жалобы клиентов можно будет отвечать «Бог терпел — и нам велел», и все будут довольны, включая самих клиентов, ощущающих, что страдают не зря, а во искупление грехов.

Процент по кредитам можно сделать весьма выгодным для банка, ибо «не божеским» его назвать теперь не получится. С другой стороны, доход по депозитам будет ограничен, так как ростовщичество — грех, да и на благое дело пожертвовать часть прибыли всегда полезно. Кстати, подобный финт уже как-то проворачивал банк «Славянский», когда вводил депозит «Православный» с отчислением 10% дохода вкладчика на восстановление какого-то питерского храма.

Президентом банка, безусловно, должен стать Патриарх Кирилл, чьи предпринимательские таланты широко известны. Есть смысл подумать об оптимизации филиальной сети за счёт соединения функций местных церквей с отделениями банка (с соответствующим сокращением персонала). Существенная экономия, возникшая за счёт такой оптимизации, конечно, порадует частных акционеров.

Пожалуй, придётся подумать и о новом названии главного русского банка. Впрочем, достаточно изменить лишь одну букву: пусть это будет Оберегательный банк России (сокращённо Обербанк). И по сути верно, и православный бренд ясно виден, и нынешнему президенту банка (который пойдёт под сокращение) приятно.

А что касается инвестиций и развития фондового рынка, то УК Обербанка имеет шанс привлечь существенную часть свободного капитала простых людей, создав линейку брендированных православных паевых инвестфондов (ППИФов).

Скажем, ППИФ «Св. равноапостольный великий князь Владимир» будет вкладывать деньги инвесторов в компании с госучастием, в основном в сырьевой сектор и оборонку. А ППИФ «Св. великомученник Димитрий» - в современные прорывные технологии, наноиндустрию и интернет-компании. У церковных маркетологов фантазия богатая, наверняка они смогут придумать десяток инвест-идей, подходящих под имена различных святых.

Заодно у народа упростится процесс выбора ПИФа и подхода к диверсификации вложений. Если получка выпала на день памяти Кирилла и Мефодия — отнеси десятину в ППИФ компаний потребсектора (Синергия, CEDC, Магнит, Ап36,6 и т.п.). Дали аванс в день Св. благоверного князя Игоря — будь добр проследуй в ППИФ нефтегазовой промышленности. Всё просто: думать не надо, решения очевидны.

В общем, как ни крути, а идея стратегически прекрасна. Будет очень странно и удивительно, если церковные князья ею не воспользуются.

 

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях!


8 комментариев

  • 24 ноября 2011Максим пишет:

    хорошо написано :))

  • 25 ноября 2011miguel_kud пишет:

    Когда неверующий человек, нисколько не сведущий в делах Церкви, начинает глумиться над церковными обрядами и таинствами, он только выдаёт свою духовную незрелость. Вы вот пишете на инвестиционные темы, вот и пишите. Что же касается существа предложения о перепоручении РПЦ мирской функции основного акционера основного банка, то даже в качестве шутки оно неудачно. Потому что в каждой шутке есть доля правды, а какая доля правды есть в этом издевательстве? Только непонимание истинной роли Церкви, через которую в народе формируются и согласовываются критерии Добра и Зла, в лоне которой обсуждаются духовные сущности, а не формируется равновесная ставка процента. Вы хотите задавить эту функцию Церкви, окончательно передать её браткам, Михалкову и Голливуду? Да, в такой стране просто станет невозможно жить.

    Собственно, другую содержательную идею из статьи и не выудить. Разве что, обращённый к русским упрёк:

    “Думать, считать, планировать, предсказывать — это немцу хорошо, русскому вся эта скукотища — смерть. Зато поверить батюшке, послушать мудрого совета старца на мерседесе, да и ухнуть, перекрестясь, все сбережения в какой-нибудь «ПИФ Христа Спасителя» – это по-нашенски, по-православному”.

    Этот упрёк можно было бы воспринять всерьёз, если бы он был обоснован какими-то серьёзными исследованиями, например, сравнением степени рациональности инвесторов в России и других странах, находящихся на сравнимом уровне развития. Может оказаться, что иррационализм русских сильно преувеличен и ситуация быстро исправляется. А по статье складывается впечатление, что автор не в курсе о том, что такие исследования в науке проводятся и требуют чуть больше, чем обывательского подхода.

    Но даже если этот упрёк и обоснован, его следовало бы сопроводить анализом источников явления. А не обывательски приписывать его религиозности или факту выбора Владимиром Красным Солнышком православия вместо католицизма. Тогда бы было ясно, что делать дальше, как исправить положение. А поглумиться над святыми для части населения вещами может и дурак, благо, вся страна кавээнов с петросянами насмотрелось и на них выросла.

    И опять-таки, даже если этот иррационализм действительно связан с Православием, то и тогда подход статьи очень сомнителен. Лучше не трогать, и наносное само отвалится. Ибо более быстрое преодоление неадекватных моральных представлений о “ростовщичестве” и проценте вообще (представлений, подкреплённых мировыми религиями) не стоит тех разрушений, которыми грозит деградация духовной функции Церкви.

    • 25 декабря 2011Аноним пишет:

      U sluzhitelei cerkvi dostatocjnko deneg kak i u samoy cerkvi. Esli bi vse istochniki dohoda, kotorii postupayut “institutu cerkvi” i “sluzhitelyam cerkvi” kak to fiksirofalis proveryayuchimi organami, to mozhno bilo govorit deystvitelno lyudi zhivut po sredstvam.

      A tak, po skolko nikto ne znaet skolko deneg “dezvozmezdno” postupilo “institutu cerkvi” – to i budut cerkovniki govorit odno, a delat sovsem drugoe

  • 25 ноября 2011UncleSam пишет:

    Замечательно написано. По поводу предыдущего комментария тоже, кстати, можно посмеяться, особенно, если всерьез считать, что через церков “формируются и согласовываются критерии Добра и Зла” — достаточно просто посмотреть на священников, которые ее олицетворяют сегодня, и все станет понятно. Так что параллель сама напрашивается. Не было бы соответствующего поведения нашего духовенства, и предположить, даже ради шутки, такое было бы нельзя, а раз это пришло в голову не одному человеку, но и тем, кто оценил, значит, в системе что-то не так.

  • 25 ноября 2011Игорь пишет:

    Не берусь судить о правильности выбора темы, но давно мучает вопрос – зачем патриарху Кириллу часы стоимостью в несколько десятков тыс.$? Как разобраться простому человеку в простых вроде бы ценностях которые проповедует религия – о нестяжательности материального, ищите прежде всего царствия небесного. Вроде слова то правильные, а на деле смотришь – все не так просто – парадокс, земля то круглая, а за каждым углом….

  • Шутки шутками, но на Западе вот давно запустили фонды, которые инвестируют в соответствии с религиозными ограничениями (а чуть ли не у тебя где-то было на эту тему). Исламские финансы строятся на основании религиозных норм (кто сказал, что их нормы хуже протестантских норм лежащих в основе капитализма?). Банк Ватикана – нехилый такой инвестор с гигантскими активами под управлением – не так давно ловили на отмывании денег через Юникредит, бывший глава которого сейчас сидит в СД Сбербанка. Так что РПЦ очень даже в тренде.

    • Про фонды – это ты мне рассказываешь? ;) http://superinvestor.ru/archives/548 (и где-то ещё было про ПИФ “Халяль” от БКСа). Я не имею ничего против любой инвестидеи, в том числе и этической/религиозной. Но это не значит, что данными инвестициями занимается непосредственно церковь/”синагога”/”мечеть”.

      Instituto per le Opere di Religione не работает с вкладами “простых прихожан”, это инвестиционно-консалтинговая контора для размещения средств католических организаций и управления собственностью Ватикана.

Ваш комментарий

Имя:

Текст:

Также в этой рубрике:







Подписка на СуперИнвестор.Ru:


                    


Популярное за неделю

Рецензии

Реклама