Зачем на самом деле нужны прогнозы

Опубликовано 17 Янв 2012 в Интервью, Ликбез 


На картине: Аналитики призывают инвесторов покупать акции, обещая светлое будущее.

Год назад в интернет-журнале СуперИнвестор.Ru была опубликована табличка с рекомендациями ведущих инвесткомпаний и аналитических команд банков на 2011 год. Мы тогда проанализировали множество прогнозных исследований и выявили наиболее перспективные с точки зрения экспертов акции с прицелом на год вперёд.

Подошло время посмотреть, что на самом деле происходило с данными бумагами, и насколько полезны для инвесторов оказались предсказания-рекомендации аналитиков. Мы свели в единую таблицу данные по рекомендованным бумагам, подставили в неё реальные годовые показатели изменения цен акций и посчитали «доходность портфеля» для каждого прогнозиста в отдельности.

Результаты по-настоящему впечатляют. Из семи рассмотренных команд пять продемонстрировали «доходность» порядка минус 34% (плюс-минус три процентных пункта). Советы одной аналитической группы принесли бы инвесторам минус 44%, и лишь одна оказалась намного лучше прочих с результатом минус 23%. Стоит заметить, пожалуй, что индекс ММВБ за прошлый год потерял лишь примерно 17%.



Начнём сразу с таблички результатов.


(данные могут отличаться от данных из других источников на 1-2 п.п. из-за разного тайминга)

Забавно, что показатели большинства аналитиков оказались очень близки — просадка от 33% до 37% «портфеля». Аналитики БКС счастливым образом избежали самой неудачной ставки (на Мечел) и «попали» в Новатэк, который позволил значительно улучшить их средний результат. Если бы не Новатэк, показатель БКСа был бы таким же, как и у остальных — около минус 34%.

Мощный провал Уралсиба вызван сразу двумя очень неудачными ставками — на Мечел и Возрождение — и отсутствием хотя бы одной удачной. Они не выбрали ни Новатэк, ни Лукойл, ни даже Газпром.

Попасть в «правильные» акции в прогнозе на год вперёд, да ещё и в такие времена, как сейчас, конечно, очень сложно. Несколько проще, вероятно, угадать общее направление движения рынка и его силу, хотя бы приблизительно. Посмотрим, как справились с этой задачей наши прогнозисты:

Все компании в начале прошлого года уверенно предсказывали рост индекса РТС. Кто на 200 пунктов, а кто и на 400. Получилось же ровно наоборот: индекс упал почти на 400 пунктов или на 22%. Полный безоговорочный провал прогнозистов.

Нам стало крайне любопытно узнать, что по этому поводу думают представители самих компаний. Кто из них уже застрелился от стыда, кто пошёл работать на завод, а кто отправился замаливать грехи. Оказалось, однако, что ребята вполне довольны жизнью и ничего особенного в подобной ситуации не видят.

Директор аналитического департамента компании ИГ «Атон» Алексей Языков:

После кризиса возникло много непредсказуемых переменных, причём изменение в одной переменной влечёт за собой изменения во всех остальных.

Логично, не поспоришь. Правда, это касается любого времени, что до кризиса, что во время, что после него. Тем не менее, аналитики всё равно делают прогнозы. Зачем?

Зачем делать прогнозы? Потому что все спрашивают нас о том, какой будет прогноз. Люди хотят иметь определенный вектор, за что им можно будет зацепиться. Даже если прогнозы неправильные, инвесторы получают систему координат для работы на рынке.

Короче, в неправильных прогнозах виноваты сами инвесторы и журналисты, которые заставляют несчастных «экспертов» давать прогнозы. Впрочем, нельзя сказать, что те сильно сопротивляются:

АЯ: Любому брокеру нужно увеличивать активность собственных клиентов, поэтому даже с чисто практический точки зрения выгоднее давать позитивные прогнозы.

Мы-то, конечно, подозревали, что дело именно в этом, но получить столь откровенный ответ, честно говоря, не ожидали. Что же в таком случае делать инвесторам? Алексей Языков советует:

Далеко не все инвесторы на 100% следуют прогнозам инвесткомпаний, тем более одной-единственной компании. Им нужно думать самим, они должны выстраивать своё собственное видение и полагаться на самих себя.

Нельзя не согласиться! Правда, не совсем понятно, за что платят зарплату аналитикам.

Председатель правления холдинга «Финам» Владислав Кочетков жалуется:

До кризиса точность прогноза была более высокой. Кризис принёс с собой десятки дополнительных внесистемных факторов, практически не поддающихся прогнозированию. Это привело к тому, что в текущих условиях фундаментальный анализ просто перестал работать. Однако спрос на прогнозы со стороны инвесторов сохраняется, поэтому все уважаемые инвестиционные дома продолжают их давать.

Виноват, получается, спрос. Сказать честно «мы не знаем, что будет дальше» никто из «уважаемых инвестдомов» не в состоянии — язык не поворачивается. Проще брякнуть хоть что-нибудь, чтобы «спрос» (то есть клиенты) отвязался. А через год все уже забудут, что там говорилось год назад. Ну, не все, хорошо. Мерзкий и злопамятный СуперИнвестор.Ru вспомнит и повозит нерадивых «аналитиков» мордочкой по столу. Но они потерпят — зарплата-то от этого не уменьшится.


На картине: Инвесторы вежливо интересуются у аналитиков, куда делись деньги.

Кстати, Влад рассказал нам и последствиях неправильного прогнозирования:

Именно на основе прогноза формируется портфель инвестиций, и если по итогам года данный портфель будет убыточным, компания и её инвесторы понесут убытки. В случае, если потери будут существенными, ошибка может стоит аналитику рабочего места, хотя, мне кажется, такое бывает крайне редко.

Действительно, за что увольнять-то? И, главное, кого брать на это место? Все по большому счёту одинаковые — вплоть, как мы выяснили выше — до точности предсказаний. А отклонения от «среднего» по большей части носят случайный характер.

В конце приведём мнение начальника отдела акций ИГ «Капиталъ» Константина Гуляева, который режет правду-матку, раскрывая страшные тайны заговора аналитиков.

От природы лишь немногие обладают чутьём, и единицы могут похвастаться наличием более полного знания, чтобы дать более точный прогноз...

У большинства компаний взгляды совпадают. Негласно принято делать позитивный прогноз, прогнозировать пусть даже и небольшой, но всё-таки рост рынка. Практически все прогнозы делаются на увеличение индексов. 99 из 100 будут ставить на то, что индикаторы вырастут. Лишь единицы, белые вороны, ставят на конец года прогноз ниже текущего уровня, то есть ожидают снижения рынка. И вряд ли все компании пойдут на занижение индексов сейчас. Это связано с разными мотивами. Если, например, компания публичная, то говорить, что рынок упадёт - значит дестимулировать клиентов, соответственно, компания не будет получать денежные потоки.

В подготовке материала принимала участие Маша Разумова.

 

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях!


8 комментариев

  • 17 января 2012Александр пишет:

    Таблицы не загружаются

    • Должны. Попробуйте нажать Ctrl+F5 или зайти другим браузером.

      Если у кого-то ещё возникает та же проблема, напишите здесь, плз.

  • 17 января 2012Александр пишет:

    у меня одного таблицы не отображаются ?

  • 17 января 2012Александр пишет:

    В хроме загрузилось, в файрфоксе нет.
    Ну да ладно, спасибо за статью.
    Вы Артём никогда не упустите случая подтрунить над нерадивыми аналитиками и нечестными управляющими и читать вас интересно, спасибо.
    Побольше бы хотелось авторских статей, как помните, сотрудника “Аксиома” про облигации.

    • 18 января 2012Редакция СуперИнвестор.Ru пишет:

      Александр, вы не представляете, как мне бы хотелось побольше статей типа той, о которой вы пишете! К сожалению, практики либо не умеют, либо не хотят писать, а теоретики не могут дать ценную информацию. Поэтому подобные заметки – большая и очень ценная редкость, к сожалению.

  • Бедных аналитиков каждый троллить может! :)

    “Я бы приветствовал не прогнозы, а фундаментальный анализ. Мол, такая-то акция, исходя из реальных данных работы компании должна стоить столько, а она стоит вдвое меньше. Понятно, что она ещё долго может стоить меньше за счёт неэффективности рынка, но это, товарищи инвесторы, уже ваш выбор – поверить в исправление неэффективности или нет.” – а разве оно так и не пишется? Сколько всякие ревью читал, там всегда такое обоснование% что-кого кто-куда что-почем и т.д.

    “А конкретные прогнозы на конкретную дату – это шарлатанство” – может не шарлатанство, а излишняя самоуверенность, но в целом согласен.
    С другой стороны, инвесторы как правило только последнюю цифру читают. Вот тебе конкретный случай из практики: посчитал я как-то Омскшину, получилось, что как часть Сибур-РШ она стоит порядка 5к (черным по белому: необходим уход от толлинговых схем, квазикредитования и срочно надо IPO); как бумага сама по себе, где мажоритарии миноритариям на головы плюют – красная цена ей 1,5к. Ну что, инвесторы прочитали первую цифру, Омскшина дошла до 1,5к, после чего благополучно скончалась. А теперь догадайся к кому впоследствии возникли претензии?.. :)

  • 25 января 2012Хобо пишет:

    Господа, а можно ссылку на статью об облигациях, о которой вы упоминаете?

  • 25 января 2012stolki пишет:

    Откровенно не понимаю, как люди располагающие хотя бы 5 млн. руб. капитала для инвестирования умудряются их вкладывать на основании ОБС (одна бабка сказала) чем по сути и является мнение аналитика, просто это очень умная и красиво говорящая бабка, которая за зарплату даёт советы тем кто на много влиятельнее и богаче чем она.
    И ей верят! Но ума нет что ли понять, что раз эта бабка работает за зарплату, то грош цена её прогнозам.
    Другое дело фундаментал, где важна просто подборка фактов, но это не столько анализ, сколько консолидация информации, на основании которой каждый делает свой вывод.

    Короче жадность – это плохо господа, и именно она приводит людей с деньгами на финансовый рынок, где их тихо и плавно окучивают те кто денег не имеют, зато умеют запудрить мозги)))
    Просто того обманывать не трудно, кто сам обманываться рад. Это про современных инвесторов.
    Верить аналитикам, все равно что верить менеджеру компании поставляющей тебе товар, в вопросах перспектив твоего бизнеса с их продукцией.

Ваш комментарий

Имя:

Текст:

Также в этой рубрике:







Подписка на СуперИнвестор.Ru:


                    


Популярное за неделю

Рецензии

Реклама

фанера по демократичной цене