Последний свободный рынок России

Опубликовано 27 Фев 2012 в Второй эшелон, Ликбез, Ссылки 

На днях попался на глаза интересный анализ рынка акций потребительских компаний. Точнее, не совсем анализ, а, скорее, описание. Почитайте тоже, там есть на что обратить внимание и есть из чего сделать выводы. Серьёзно, заметка весьма разумная и полезная для частных инвесторов.

Я же хотел бы обратить внимание на один аспект, который, как мне кажется, упущен автором, что повлияло на его выводы и предложения (какие именно — раскрывать не буду, там всё это лучше изложено).

Мне представляется, что российский потребительский рынок, в отличие от некоторых других секторов экономики, находится на очень раннем этапе развития. И воспринимать его стоит именно с этой точки зрения: даже крупнейшие отечественные компании, несмотря на — как нам кажется — долгую историю роста, до сих пор не то что не «взлетели», но даже ещё не вырулили на взлётную полосу. Они маленькие, дешёвые и очень перспективные.



В России сложно найти крупный сектор бизнеса, в котором не было бы нескольких крупных лидеров, «закрывающих» почти весь данный рынок. В газовой сфере - две компании, в нефти — меньше десятка, в банковской — единицы, в связи — четыре-пять, металлургии — тоже меньше десятка и т.д. Конечно, рядом с лидерами существует некоторое количество мелких бизнесов, подбирающих крохи со стола гигантов, но они суммарно занимают меньшую долю рынка, чем отдельные «национальные чемпионы».

Поэтому, говоря о росте компаний того или иного сектора в будущем, мы обычно подразумеваем естественный рост — лишь немного быстрее или медленнее конкурентов. Борьба между Билайном, МТС и Мегафоном идёт не за новые неосвоенные рынки, а за тонкости учёта существующих абонентов и доли процента существующего рынка, отбираемые у конкурента. Борьбы между нефтяниками как таковой и вовсе нет — рынок давно поделен.

В лучшем случае мы можем рассчитывать на выход российских компаний на международный рынок, но происходит это редко и даётся крайне тяжело. Достаточно вспомнить международные проблемы Вымпелкома, Лукойла или Северстали.

Кроме того, существенная проблема именно российской реальности — огромная роль государства в крупных рыночных сегментах. Крупнейшая нефтяная компания, крупнейшая газовая компания, крупнейший банк, один из крупнейших операторов связи — всё это госкомпании.

А если в секторе нет «государственного лидера», то есть «ручное управление», при котором главы частных компаний не только отчитываются перед премьером или вице-премьерами, но и спрашивают у них разрешения на те или иные сугубо частные сделки и управленческие решения. А госчиновники считают возможным и естественным поучать, ругать и приказывать бизнесменам. Примеры с «вызовом врача» на Мечел или участием чиновников в объединении калийных активов общеизвестны.

Это, кстати, касается и строительства. Здесь вроде бы нет гигантов всероссийского масштаба, но коррумпированность и зарегулированность строительства настолько велика, что его тоже нельзя считать нормальным конкурентным бизнесом.

Короче, в подавляющем большинстве крупных секторов экономики в стране процветает махровый государственно-монополистический капитализм, который, пожалуй, не могли себе представить даже классики марксизма.

На этом фоне сфера розничной торговли, производства продуктов питания и «товаров народного потребления» выглядит каким-то островком относительно здравого смысла. Понятно, что рано или поздно цены в супермаркетах будет назначать условный Путин (собственно, первые попытки уже предпринимались), но пока при всём госконтроле ритейлеры и пищевики развиваются более-менее свободно.

И рынок при этом выглядит совсем не так, как в других секторах. Суммарный объём розничного рынка в России — 19 трлн рублей в год. При этом выручка крупнейших торговых сетей исчисляется сотнями миллиардов. Тройка розничных «гигантов» - X5, Auchan и Магнит — преодолели отметку триллион рублей совокупных продаж лишь в 2011 году. Остальные сильно отстают — следующий триллион приходится более чем на десяток их преследователей (включая сети бытовой техники, сотовых телефонов и т.д.). Фактически, порядка 90% российской розничной торговли — это неосвоенная территория, целина, которую предстоит поднять сетевым компаниям. Понятно, что из 19 трлн рублей далеко не всё приходится на продукты, но в любом случае, место для бесконкурентного расширения у сетей есть.

С точки зрения инвестора ситуация с ритейлом неоднозначная. С одной стороны, на биржах в России и за рубежом торгуются многие компании сектора. На московской бирже представлены бумаги Магнита, М.видео, Дикси, «Седьмого континента», Аптек 36,6, ЦУМа и ГУМа. С другой стороны, пристойный оборот присутствует только в Магните (порядка 200 млн рублей в день). У ЦУМа и ГУМа объёмов практически нет, у остальных — несколько миллионов рублей в день. Впрочем, к российским акциям Магнита можно добавить бумаги X5 Retail Group, торгуемые в Лондоне (благо, в наше время выйти на иностранный рынок просто). Там же торгуются и акции сети О'Кей.

Магнит представляется более агрессивной компанией, чем X5. Он открывает больше магазинов, быстрее растёт, работает в регионах (а регионов больше, чем столиц). Основной владелец Магнита — Сергей Галицкий — истинный предприниматель со всеми плюсами и минусами, но тоже очень агрессивный и стремящийся к постоянной экспансии.

С другой стороны, у X5 больше разнообразия в форматах — есть и дискаунтеры (как Магнит), есть и магазины с обычными ценами. Кроме того, за X5 стоит мощный финансовый и административный ресурс «Альфы» - одной из самых влиятельных финансово-политических групп в стране, а Галицкий — «краснодарский мужик», ставший миллиардером.

Если к Магниту и X5 добавить производителя свиного и куриного мяса «Черкизово» (акции торгуются в Москве и Лондоне), то получится вполне симпатичная ставка на рост и укрупнение российского розничного рынка — от производства до продажи. Стоит заметить, что в отношении Черкизово у аналитиков есть сомнения из-за вступления России в ВТО и облегчения доступа на внутренний рынок международных пищевых компаний. Этот фактор стоит учитывать, но в любом случае Черкизово имеет свою цену.

Ставка на российский розничный рынок в долгосрочной перспективе может оказаться намного выгоднее покупки бумаг аналогичных иностранных компаний, которые растут на на десятки процентов в год, как Магнит и X5, а на единицы процентов.

 

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях!


10 комментариев

  • 27 февраля 2012sva52 пишет:

    Хорошее возражение!
    А как на счёт перспектив скупки нашего “последнего свободного” зарубежными монстрами? Можно-ли после этого будет считать этот сектор свободным?

    • У меня есть странное ощущение, что пока никто не рвётся что-либо скупать. А когда (и если) начнут, это будет хорошим временем для инвесторов. Временем сбора урожая.

      • 27 февраля 2012sva52 пишет:

        Ну скупки-то уже были. Например вимбильдан или балтика. И не всегда для инвестора это праздник. В России это бывает и с киданием мелких акционеров.
        И где теперь сладкий вимбильдан, где будет балтика?

        • Это всё-таки не торговые сети.

          С Балтикой посмотрим. Если я не ошибаюсь, там всё хотят сделать цивильно. Как было с ВБД, честно говоря, не помню.

  • 27 февраля 2012Евгений пишет:

    Врача, помнится, Мечелу вызывали

  • 27 февраля 2012Александр пишет:

    Артём, неужели вы верите во всю белиберду, которую вы пишете про рынок акций(=по крайней мере в России!!!)?! По-моему вы живёте где-то на Марсе…но никак не в России…я работал грузчиком в ОАО “Седьмой континент”-это *! Магнит – это….50/50…короче не гоните “пургу”, Артём!

    • Отличный комментарий, спасибо! (мат я убрал).

      С позиции грузчика, конечно, намного виднее перспективы акций компании ;)

      • 28 февраля 2012Александр пишет:

        (пожав плечами)Можете иронизировать сколько угодно…ваше право, но иногда, чтобы оценить менеджмент компании достаточно поработать обычным грузчиком, а не изучать рисованные отчёты из СМИ…которые специально для этого дела и “рисуют”.
        Например, ОАО”Седьмой континент”.Я помню ещё то время, когда акции компании предлагали всем желающим купить за 700руб. по громкоговорящей связи магазина(=радио).Происходило это всё на фоне прошедшей компании “народного IPO” ВТБ-24.Мы, грузчики, только хмыкали, когда переговаривались между собой и говорили, что раз ОНИ(!) предлагают акции простому народу, то жди беды(=падения), ведь в лихих 90-х ОНИ(!) не очень то охотно допускали всех желающих поучаствовать в залоговых аукционах…и точно, случился 2008г….акции ОАО”Седьмой континент”=116руб…но с акциями SCON не всё так “гибло”…SCON принадлежит семейке г.Груздевых, папик-старший бывший Гэ-Бэ-шник(=может поэтому ему достался SCON?), и т.к. в России всё построено на коррупции, то младшего Груздева наверное, будут готовить в Президенты РФ, акции могут вырасти…хе-хе-хе, ессссесвено это мнение обычного грузчика.

  • 30 апреля 2012Дмитрий, республика Коми пишет:

    К акциям Магнита присматриваюсь с тех пор, как увидел их рост в 10 раз за период с 2008 – 11гг. Прежде я держал средства на депозитах в банке и не задумывался о большей доходности. Сейчас понял, что так жить нельзя. Заключил договор с Финамом, но больших движений пока не делаю, т.к. многие считают Финам ненадежным брокером после событий 2009г(повышение тарифов тихой сапой). Какого брокера предпочесть? Меня интересует именно ваше мнение, т.к. я регулярно читаю ваши статьи на Банки.ру.

Ваш комментарий

Имя:

Текст:

Также в этой рубрике:







Подписка на СуперИнвестор.Ru:


                    


Популярное за неделю

Рецензии

Реклама