Финам будет штрафовать “спящих” клиентов

Опубликовано 18 Авг 2008 в События 

В комментариях к одному из последних материалов читатель журнала Дмитрий обратил моё внимание на изменения в правилах работы компании «Финам» с клиентами. Среди прочих не очень важных изменений присутствует и следующее:

ПРИКАЗ №17. О внесении изменений и дополнений в Брокерский регламент.
...
2. Дополнить статью 14 Регламента пунктом 14.9 следующего содержания:
«14.9. В случае отсутствия в течение 6 (шести) месяцев по Счету Клиента у Брокера сделок и/или операций, Клиент обязан расторгнуть договорные отношения в порядке, предусмотренном п. 33.2. Регламента».
...
9. Дополнить статью 29 Регламента пунктом 29.12. следующего содержания:
29.12. В случае нарушения Клиентом обязанности, предусмотренной п. 14.9. Регламента, Брокер вправе наложить на Клиента штраф в размере свободного остатка денежных средств на Счете Клиента у Брокера, но не более 10 000 (десяти тысяч) рублей. Штраф взимается путем списания денежных средств со Счета Клиента у Брокера.

Теоретически (если следовать букве правил), от такого решения могут пострадать долгосрочные инвесторы, купившие те или иные бумаги и не проводящие с ними сделки. Понятно, что брокерская компания получает доход в виде процента от операций клиентов, и такие «спящие» инвесторы ей не очень интересны. Но всё-таки и Дмитрию, и мне показалось, что столь жёсткое поведение по отношению к клиентам не очень адекватно. Я попросил прокомментировать ситуацию руководителя пресс-службы Инвестиционного холдинга «Финам» Владислава Кочеткова. Ниже — мои вопросы и его ответы, а также мнение юриста.


Чем вызвано такое решение?

Владислав Кочетков: Это попытка борьбы с «мертвыми душами». Существуют инвесторы, которые открыли брокерский счет, практически обнулили его, но не закрыли. Как результат, компания несет издержки по его обслуживанию, но каких-то доходов не получает.

Велика ли доля таких клиентов «Финама» (примерно сколько к общему количеству или в абсолютных цифрах)?

ВК Если говорить об общей клиентской базе (зарегистрированные клиенты), то около 7-8%.

Что произойдёт, если на денежном счёте такого клиента нет достаточной суммы? Будут ли принудительно закрываться позиции?

ВК Речь идет о свободном остатке денежных средств, о каком-либо закрытии позиций речи идти не может. При этом стоит отметить, что речь идет о сумме не более 10 тыс. рублей, т.е. списываться могут и существенно меньшие средства. Более того, речь не идет об обязательном списании. Мы хорошо знаем своих клиентов, долгосрочных инвесторов это никак не затронет. Кроме того, предупреждение о возможном списании будет доведено, как минимум, за месяц до самого списания. Из этого понятно, что меры ориентированы на инвесторов, которые приняли решение не продолжать работу на фондовом рынке, но в течение длительного срока не могут найти время для того, чтобы закрыть свой счет.

Кто конкретно в компании будет принимать решение о факте и сумме списания?

ВК Решение принимает клиентский менеджер, который «ведет» соответствующего клиента и владеет необходимой информацией о его специфике, инвестиционной активности и т.д.

Если клиент не согласен с решением, но и не хочет проводить сделку или закрывать счёт, что он может сделать?

ВК Объяснить свою позицию клиентскому менеджеру, который должен учесть все индивидуальные обстоятельства. Если позиция клиента не сводится «влом к вам ехать», все прочее будет учтено.

Если всё-таки получается конфликт, на кого должен выходить клиент, чтобы решить вопрос через голову менеджера?

ВК На руководителя отдела продаж

Что произойдёт, если у клиента нет ни денежной суммы, ни бумаг? (счёт держится «про запас» под будущие операции).

ВК Ничего не произойдет. Клиент в этом случае обязан расторгнуть договор, но если он не сделает этого, каких-то санкций для воздействия на него мы применить не можем. Хотя само по себе открытие брокерского счета не требует больших временных затрат. Инвесторов, которые держат пустые счета, очень немного.

Юрист Евгений Пустовалов, автор Юридического блога так прокомментировал решение «Финама»:

В принципе, данный приказ законен. Другое дело, что он не распространяется на тех, кто вступил в отношения с компанией «Финам» до его издания (для этого необходимо согласие клиентов). Вообще, если посмотреть на п.33.2 регламента, который позволяет любой из сторон произвольно расторгать договор (в том числе и «Финаму»), то приказ №17 ничего существенно нового не привнес. Единственное, пожалуй, это то, что появилось какое-то основание «тормошить» клиентов, не совершающих операций.

При определении суммы штрафа, я думаю, рядовой сотрудник будет действовать не совсем самостоятельно, а руководствоваться какими-то инструкциями (политикой компании). Что они нехорошо сделали, так это то, что использовали формулировки, которые формально позволяют штрафовать даже тех, кто «затаился» с ценными бумагами и ждет подходящей ситуации на рынке для операций. Но юридически это вполне чисто.

 

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях!


14 комментариев

  • 18 августа 2008Полярный лис пишет:

    Был бы я их клиентом, я бы себя чувствовал неуютно… :)

  • 19 августа 2008Татьяна пишет:

    Спасибо за комментарий юриста, как я поняла, меня это вообще не должно коснуться, так как я клиент уже почти 2 года. При этом, меня об этих изменениях предупредил мой менеджер, так как я именно долгосрочно держу. В регионах, я думаю, с тем, чтобы менеджеры “входили в ситуацию” клиента проблем не будет, все-таки большинство знают в лицо. А вот в столице, интересно, как получится.

  • Для того чтобы у наших клиентов не возникало вопросов, на кого именно ориентированы эти нововведения, было принято решение скорректировать формулировку приказа.

    Дополнить статью 29 Регламента пунктом 29.12. следующего содержания:
    29.12. В случае нарушения Клиентом обязанности, предусмотренной п. 14.9. Регламента, Брокер вправе наложить на Клиента штраф в размере свободного остатка денежных средств на Счете Клиента у Брокера, но не более 1 000 тысячи рублей. Штраф взимается путем списания денежных средств со Счета Клиента у Брокера”.

    Дополнить статью 14 Регламента пунктом 14.9 следующего содержания:
    “14.9. В случае отсутствия в течение 6 (шести) месяцев по Счету Клиента у Брокера сделок и/или операций, и остатка на брокерском счете клиента в сумме, не превышающей 1 000 руб. клиент обязан расторгнуть договорные отношения в порядке, предусмотренном п. 33.2. Регламента.”.

  • Влад, спасибо за информацию, я об этом напишу.

  • 20 августа 2008Дмитрий пишет:

    Все-таки интернет великая сила. Не вставая со стула. Без нервотрепки. Обычный клиент, находящейся за 9000 км от центрального офиса, конечно же не смог бы повлиять на изменения в регламенте одного из крупнейших брокеров. Не зря мы оказывается, подписаны на вашу рассылку, Артем. Ваш авторитет очень помог в лечении маразма №17.

  • 20 августа 2008Алексей Омельченко пишет:

    Забавно, что юрист не заметил нарушения в формулировке приказа. Дело в том, что по закону право налагать “штраф” (конкретный юридический термин) в РФ имеют право только ограниченый список государственных организаций: МВД, ГИБДД, суд… Точный перечень не знаю, поскольку сам не юрист. Зато знаю случай, когда банк не смог получить деньги за просрочку выплаты по кредиту именно из-за упоминания слова “штраф” в тексте договора.

  • 20 августа 2008Юлия пишет:

    Да, новая формулировка более понятна. Теперь и “Коммерсанту” не мешало б о новой формулировке написать, а то напугали до смерти

  • А почему как точкой отсчёта стало именно пол года?

  • Дмитрий, спасибо за высокую оценку ;)

    На самом деле, я и хочу, чтобы в конечном итоге журнал стал достаточно влиятельным “голосом частного инвестора”, ведь пока такого специализированного СМИ просто нет. А оно необходимо.

  • 1 сентября 2008i_vv пишет:

    Что то я не понимаю, политику финама, люди посути кредитуют их если держат свободные денежные средства на счетах,процентов не имеют, а их еще и хтрафуют. И вообще финам переодически раздражает проблема со своими серверами, то все виснет, то тормозит то вообще к ним не войдешь, а как какая активность на рынке так вообще чуть ли не падает все. Решали бы лучше технические вопросы.

  • 1 сентября 2008Дмитрий пишет:

    По-моему, все понятно. Финам со своими низкими на грани демпинга тарифами и принципом все включено должен оптимизировать издержки. А со счетов, где по 100 рублей лежит, много не возьмешь. Что касается технических косяков, то тут идеальных компаний нет – друзья работают через БКС, через Неттрейдер – у всех проблемы.

  • Александ Омельченко,

    в том, что я не прокомментировал наличие слова “штраф” в тексте регламента, нет ничего необычного, поскольку штрафы возможны не только как виды уголовной, налоговой и административной ответственности, но и как вид гражданско-правовой ответственности.

    В гражданском праве штраф – это вид неустойки. Чтобы устанить сомнения приведу выдержку из Гражданского кодекса РФ:
    “Статья 330. Понятие неустойки
    1. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.”

    Как видно из приведенной выдержки, в регламенте Финама термин “штраф” использован вполне законно.

    Да и вообще, я думаю, что “Финам” – это не та организация, чтобы экономить на юристах…

    А они уж позаботились, чтоб подобных ляпов не было.

  • Я даже и не думал что такое возможно

Ваш комментарий

Имя:

Текст:

Также в этой рубрике:







Подписка на СуперИнвестор.Ru:


                    


Популярное за неделю

Рецензии

Реклама