Ложь на фондовом рынке – 5

Опубликовано 27 Авг 2012 в Ликбез 

Мы заканчиваем публикацию сокращённой и отредактированной версии популярной анонимной статьи, раскрывающей многие «секреты» российского фондового рынка. В предыдущих материалах рассказывалось об «учебных центрах», которые, по сути, работают в качестве «фабрик» по нагону клиентов к брокерам, о том, как подаётся информация и аналитика по фондовому рынку, а также о разорительном доверительном управлении и системной торговле. Финальные главы этого обширного текста посвящены бирже, маркетингу и тому, до чего довела вся эта ложь российский фондовый рынок.

Автор: Dart K. Tarassi

Биржа

Немного продолжу про биржу, которая собралась в скором времени проводить IPO. Я не буду ссылаться на мнения и рассказы разных людей, знающих процессы изнутри. Это можно назвать сплетнями. Я выскажу своё личное мнение, как человека, давно имеющего отношение к фондовому рынку и которому этот рынок не безразличен. У меня складывается впечатление, что то, что происходит на объединенной бирже уже давно к фондовому рынку имеет весьма косвенное отношение. Очень похоже, что биржа старательно учится у безбашенных брокеров основам пиара и маркетинга и считает это главной своей корпоративной миссией на пути к повышению доходов.

Кстати, один интересный, широко известный в узко-профессиональной среде факт. Когда происходило слияние двух бирж в одну, т.е ММВБ покупало РТС, вдруг, уже после сделки, неожиданно выяснилось, что ММВБ заплатило огромные деньги за покупку одного юридического лица, а почти все основные активы РТС были оформлены на другое юр. лицо, которое ММВБ не купило. Теоретически, РТС могла оставить деньги себе, послать ММВБ подальше и спокойно функционировать в прежнем виде. То есть, эти вальяжные господа, столь любящие купаться в лучах софитов то в Лондоне, то в Москве, так обожающие свои фото в прессе и Интернете, не удосужились провести действия, которые первым делом пришли бы в голову любому мелкому предпринимателю, а именно – проверить на балансе какого именно юридического лица находятся покупаемые активы!



И не то, чтобы кто-то хотел кого-то обмануть (всё потом по-тихому переиграли и сделку закрыли). Просто за всем этим шумным пиаром, вспышками камер, сборищами и стриптизершами как-то руки не дошли, недосуг, что называется. И эти ребята собрались проводить IPO!

Самое интересное, что в отличие от наших брокерских компаний, где могут верить в окупаемость и прибыльность лживого и неприличного маркетинга и пиара, я не вижу ничего, что бы толкало биржу на подобное поведение. Руководство нашей биржи вполне может общаться с зарубежными коллегами на биржах, которые старее, развитее, крупнее и куда уважаемее во всем мире, чем наш молодой русский аналог. Где это наши всего этого набрались? Ответ — либо кто-то серьёзно повлиял, либо это является их человеческой сутью. И мне это не нравится.

Маркетинг и Пиар на российском фондовом рынке

Помнится, шесть-семь лет назад в считавшихся крупными российских брокерских компаниях маркетинговые и пиар-подразделения состояли из 3-4 человек максимум. Маркетили и пиарили себе как могли, периодически перегибали палку, но такого потока неприличной лжи как сейчас не было. Затем, на тогдашних пиках фондового рынка и притоках клиентов и денег, конторы, специализировавшиеся на частных клиентах, вдруг почувствовали себя эдакими финансовыми институтами. И тут выяснилось, что брокеры на российском рынке похожи друг на друга как близнецы-братья. Одни и те же услуги, одни и те же стратегии ДУ, одни и те же ПИФы, в которых тасуются несколько десятков одних и тех же бумаг (нельзя сказать, что сейчас что-нибудь сильно изменилось). В маркетинговом пространстве брокеры конкурировали между собой ограниченным набором способов, например: аффилированностью с большими промышленно-финансовыми группами, уровнями и структурами комиссионных планов, биржевыми оборотами (часто и сейчас накрученными), региональной разветвлённостью.

И вот, пришли времена, когда, набирая обороты, начали увеличиваться маркетинговые бюджеты, расти штаты. В юридически слабо контролируемом СМИ-пространстве нашей страны даже топорные акции и мероприятия начали приносить успех в виде клиентов и денег. Владельцев и руководство компаний это воодушевляло, аппетиты росли. Хотя в те времена ещё присутствовала некая боязнь зарваться в смеси со стыдом. Тем не менее, от маркетологов и пиарщиков требовали результатов, и им приходилось всё дальше углубляться в лабиринты лжи.

Эти сотрудники считают себя двигателями бизнеса компании, навигаторами финансовых потоков, манипуляторами клиентов. Они лихорадочно ищут любые поводы, чтобы где-нибудь в СМИ брокерская компания предстала надёжной, динамично-развивающейся, «всё для клиентов», а сам фондовый рынок представлялся бы автострадой к богатству, и открытие счета выглядело заманчивой перспективой. Они требуют от ключевых инвестиционных специалистов компании постоянных выступлений в СМИ, они борются за повышение цитируемости в прессе. И в процессе всего этого они много и со вкусом врут. Очень многое из их трудов я не могу назвать креативностью. И маркетингом не могу назвать. Это именно ложь. И, такое впечатление, что не только юридическая безнаказанность, но и отсутствие видимого общественного порицания их ещё более возбуждает. И толкает к новой лжи.

Конечно, не стоит абсолютизировать, не все маркетологи такие беспринципные, однако, других у нас сложно встретить, и деятельность их не столь заметна. Хочу надеяться, что они есть и что делают они что-то качественное и заметное не всем подряд, что не повышают они финансовую грамотность широких слоев населения, а лишь узких, тех, кому фондовый рынок действительно нужен.

Но пока больше заметны всякие конкурсы, розыгрыши, турниры, телешоу, собрания-массовки. Учебные Центры брокеров устами маркетологов клянутся научить каждого скальпингу, свинг-трейдингу, дейтрейдингу, высокоприбыльным спекуляциям и.т.п. И мне это всё не нравится. Я вообще чувствую дискомфорт, когда некие бойкие люди, не знающие в большинстве своем даже основ финансовых рынков, в жизни не заработавшие и не потерявшие ничего в инвестициях, избирают своей стезёй бурную говорильню и писанину о том, как хорошо и много их клиенты зарабатывают, какое это всё отличное приложение денег, времени и сил. Мне становится смешно, а затем грустно.

Текущая ситуация

Я считаю, индустрия, что бы там ни пели брокеры про рост своих биржевых оборотов, и близко не восстановилась до уровней докризисных времён. И есть шанс, что очень нескоро восстановится. Я считаю, причин этому несколько. За последние 3,5 года, включая фактически полтора кризисных года, российский фондовый рынок ничуть не изменился в лучшую сторону. Не было на нём никаких значимых событий, заметных IPO, не появилось новых классов активов или инвесторов в них. Несколько стабилизировался облигационный рынок и только, а в остальном, в акциях и производных тот же набор из десятка ликвидных и остальных полу- или неликвидных инструментов, которые те же самые брокеры предлагают инвесторам гонять туда-сюда.

Но кое-что изменилось. В худшую сторону изменился моральный климат в компаниях, у большинства сотрудников появилось стойкое ощущение нестабильности во всём. И это не впрямую связано с деньгами, с бизнесом.

И текут, расширяясь и ускоряясь, потоки маркетинговой и пиарной лжи. Уже, похоже, текут сами по себе, а те, кто инициирует эти потоки, считают это нормальным явлением. А те, кто содержит этих инициаторов, наверное, думают что-либо типа: «Ну да, враньё. А как же иначе?! Ведь конкуренты это делают, а мы что же? Значит нужно это делать лучше конкурентов (т.е. лгать больше)».

Моё мнение таково. Дело даже не в том, что никто не думает о будущем. На мой взгляд, люди не понимают вещей, в основе которых лежит бизнес-составляющая в том числе.
Игра в «веришь — не веришь» в итоге может и должна плохо закончиться. Это лишь вопрос времени. Активные процессы, когда большие инвестиционные структуры идут на поводу, и являются фактически руководимыми маркетологами и пиарщиками, мало отличающими правду от лжи, не могут хорошо закончиться. Я считаю, что это каннибализирует саму индустрию и приведёт в лучшем случае к стагнации, а то и к трагическим последствиям.

На фондовом рынке РФ инвесторов не становится больше. Их становится меньше. Если крупные брокеры пиарят некий рост своей клиентской базы, то это большей частью не новые клиенты. Идёт процесс перераспределения клиентов от других, угасающих брокеров. Уходит больше, чем приходит. И денег больше не становится. И биржевые обороты, по сути, падают и прогресс отражает лишь «накрученность» «роботистами» и «системщиками». И можно сколько угодно говорить про всё ещё низкое процентное участие населения в фондовом рынке, в разы меньше чем, например, в США. И что это даёт потенциал развития. Но этот процент участия в ближайшие долгие годы и не изменится. Это то же самое, что пиарить недооценённость в разы российских нефтяных компаний по сравнению с западными аналогами. На деле есть целый комплекс причин, почему пропорции этой недооценённости будут сохраняться практически без изменений, независимо от роста или падения фондовых индексов.

Я думаю, что в клиентской сфере фондового рынка всё более развиваются негативные процессы и явления, являющиеся, по сути, скрытым саботажем развития фондовой индустрии. И важный и яркий элемент этого саботажа – ложь, производимая и распространяемая самой индустрией. Безусловно, есть и другие элементы, но этот – боюсь, что основной и самый опасный.

Я даже считаю, будучи знакомым с внутренними процессами, что владельцы и руководство компаний часто не способны правильно стратегически оценить положение компании и грамотно отреагировать на возможности развития или угрозы бизнесу. И это по причине лжи, поднимающейся к ним наверх от низших и средних уровней руководства.

«Что-то не то!» — это, пожалуй, самое емкое определение происходящего на данный момент. «Что-то не то!» я периодически, в разных формах слышу от людей, давно работающих в индустрии в разных компаниях. «Что-то не то!», я уверен, уже давно чувствует множество клиентов брокеров. И дело отнюдь не в рыночных движениях или волатильности. То и дело в индустрии происходят какие-то события, даже не совсем рыночные, которые словно посылают сигнал: «Что-то не то!».

Хочу быть правильно понятым. Я не против фондового рынка. Я не против прихода на него новых инвесторов. Очень даже за! Я за многообразие финансовых инструментов, за объёмы торгов, за ПИФы. Я даже за спекуляции и рыночную волатильность. Я против наглой и широкой лжи в инвестиционной индустрии в исполнении морально и этически явно сомнительных людей.


Что такое выкуп акций и по каким правилам он происходит? Детали условия "более 30 и более 95 процентов" и прочие акционные премудрости. Реальное воплощение ваших идей для инвестирования и ключ к успеху найдете здесь!

 

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях!


8 комментариев

  • 28 августа 2012dima пишет:

    эвона каааак…..

  • 28 августа 2012vovan5 пишет:

    Много негатива без цифр и стат данных.

  • 28 августа 2012Марат пишет:

    человек дружит с законами Мерфи

  • 28 августа 2012Алексеев Станислав пишет:

    На мой взгляд если первые 3 части были по делу и содержали критику “системную” то в 4 и 5 частях человек по сути просто “с надрывом” пишет банальщину.
    Как говорил герой Смоктуновского в фильме “Гений”: “Эээ брат, хочешь в белых перчатках унитазы чистить и не обляпаться?, блажишь…”
    Искать порядочность и “отвечающих” за свои слова людей в финансовой индустрии молодого российского киберкапитализма – это утопия.
    Цель фондового рынка во всем мире – это перераспределение свободных денег к обладающим властью и информацией “Инженеров” системы от обычных людей не обладающих властью и информацией, но мнящих себя инвесторами и спекулянтами.
    Почему в России что то должно быть иначе.

    Финал статьи вообще наивен.
    - “Я против наглой и широкой лжи в инвестиционной индустрии в исполнении морально и этически явно сомнительных людей.”
    А что в других отраслях российской макро (да и микро-) экономики что то иначе??

  • 30 августа 2012DocZlo пишет:

    А я за ложь, хамство и беспринципность! Когда читаю комментарии, на душе радостно-не один я такой.

  • 30 августа 2012nower пишет:

    Спасибо за перевод.
    Эти заметки гораздо лучше чем предыдущие на социальные темы , от которых автор явно слишком далек.

  • 11 сентября 2012Andy пишет:

    Блиин, чо делать то теперь?

  • 22 сентября 2012Zhanna Novoselova пишет:

    Антон, спасибо, мне статья понравилась. Это частное мнение. “Доброжелателей” видать у вас много, одного не пойму , если многие не разделяют вашу точку мнения, зачем тогда постоянно читают и коментируют ваши статьи???! Значит все таки интересно!

Ваш комментарий

Имя:

Текст:

Также в этой рубрике:







Подписка на СуперИнвестор.Ru:


                    


Популярное за неделю

Рецензии

Реклама